ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова» (ИЭУП)

Антошкин Дмитрий

Михайлович

Курс заочного отделения

Ускоренные сроки обучения

Юридического факультета

Гр. 261-у

Контрольная работа

Пофинансовому праву

Вариант № 1

За 3 семестр 2017/2018 уч. года

Телефон (89083472151)

Казань-2017

1. Что понимается под финансовой деятельностью государства? Какова ее конституционнаяоснова……………………………………………………………3

2. Назовите, по каким критериям можно ограничить финансовое право от административного и гражданского права, приведите примеры……………..….7

3. Каковы субъекты (резиденты и нерезиденты) и объекты валютных отношений………………………………………………………………………......11

4. Раскройте отчетную стадию бюджетного процесса………………………….17

5. Задача: Индивидуальный предприниматель О. попал в автомобильную катастрофу, в результате чего 2 месяца пролежал в больнице и не уплатил своевременно сумму налога. Налоговый орган установил, что образовалась недоимка в сумме 50 тыс. рублей, и вынес решение о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности. О. отказался оплатить штраф, сославшись на то, что данное правонарушение было совершенно им вследствие болезненного состояния. Как, по вашему мнению, следует разрешить возникший конфликт………………………………………………………………21

6. Список использованных нормативно-правовых актов, специальной и учебной литературы………………………………………………………………..22


Что понимается под финансовой деятельностью государства. Какова ее конституционная основа.

Необходимость использования финансов (финансовой систе­мы) обусловила осуществление государством и муниципальны­ми обра­зованиями специальной, а именно финансовой деятель­ности. В ходе финансовой деятельности производится планомер­ное и це­ленаправленное образование (формирование), распреде­ление и ис­пользование государственных и муниципальных цен­трализован­ных и децентрализованных денежных фондов.

Итак, финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, поддержания деятельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований, осуществляемая органами местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении.

Финансовая деятельность муниципальных образований представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов в целяхреализации социально-экономических задач местного значения иобеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления связана с общей направленностью на потребности общества, носит публичный характер, хотя и различается конкретными задачами.

Содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований выражается в многочисленных и разнообразных функциях, которые действуют в названных выше общих направлениях: образование (формирование), распределение и использование государственных или муниципальных (местных) денежных фондов. Неотъемлемый элемент каждой из них - функции контроля, что вытекает из сущности финансов. Этот контроль также является финансовым соответственно содержанию всей данной деятельности.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. В силу своего содержания и закрепления в нормах финансового права они являются принципами финансового права. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Основными из них являются федерализм, законность, гласность, плановость.

Посредством финансовой деятельности создается материальная основа, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов,обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Конституция РФ имеет большое значение для всех источников права как основополагающий документ.Многие ее нормы имеют прямую финансово-правовую направленность. Это, например, норма ст. 57, устанавливающая обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, а также положение о том, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют; норма ч. 3 ст. 75, определяющая, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие прин​ципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанав​ливаются федеральнымизакономи; нормы ст. 71, закрепляющие в ведении Российской Федерации финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; норма ч. 4 ст. 75, устанавливающая, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе;ч. 5 ст. 101, наделяющая Счетную палату правом контроля за исполнением федерального бюджета; ч. 3 ст. 104, устанавливающая, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; ст. 106, закрепляющая норму о том, (например обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; в ст. 114, устанавливается, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государствен​ной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;представляет Государственной Думе отчет об исполнении феде​рального бюджета.

Финансово-правовые нормы содержатся также в законода​тельных актах Российской Федерации и субъектов РФ, прежде всего в некоторых федеральных конституционных законах (т.е. тех, которые приняты по вопросам, предусмотренным Конститу​цией РФ). В их числе - Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 5 апреля 2013 г., принятый в соот​ветствии с ч. 5 ст. 101 Конституции РФ и определяющий компе​тенцию и порядок деятельности органа государственного финан​сового контроля.

Также значение для финансово-правового регулирования имеют, например, нормы Конституции РФ, закрепляющие федеративное устройство России (ст.1, 5, 65, 66), разграничивающие компетенцию между органами власти федерального, регионального и муниципального уровней (ст.12, 71-73, 130-133), определяющие формы и содержание права собственности (ст.8, 35, 36), устанавливающие полномочия Президента РФ (ст.80, 84, 90), Федерального собрания (ст.101, 104, 106), Правительства (ст.114, 115) в области финансовой деятельности, закрепляющие обязанности и права гражданина в области налогообложения (ст. 57).

Конституционные основы оказывают влияние на всю правовую систему, но в особенности на законодательство.

Финансовый анализ: Что это такое?

Финансовый анализ - это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений. Финансовый анализ является частью более широких терминов: анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и экономический анализ.

На практике финансовый анализ проводят при помощи таблиц MS Excel или специальных программ . В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности производятся как количественные расчеты различных показателей, соотношений, коэффициентов, так и их качественная оценка и описание, сравнение с аналогичными показателями других предприятий. Финансовый анализ включает анализ активов и обязательств организации, ее платежеспособности, ликвидности, финансовых результатов и финансовой устойчивости, анализ оборачиваемости активов (деловой активности). Финансовый анализ позволяет выявить такие важные аспекты, как возможная вероятность банкротства. Финансовый анализ является неотъемлемой частью деятельности таких специалистов, как аудиторы, оценщики. Активно используют финансовый анализ банки, решающие вопрос о выдаче организациям кредитов, бухгалтера в ходе подготовке пояснительной записки к годовой отчетности и другие специалисты.

Основы финансового анализа

В основе финансового анализа лежит расчет специальных показателей, чаще в виде коэффициентов, характеризующих тот или иной аспект финансово-хозяйственной деятельности организации. Среди самых популярных финансовых коэффициентов можно выделить следующие:

1) Коэффициент автономии (отношение собственного капитала к общему капиталу (активам) предприятия), коэффициент финансовой зависимости (отношение обязательств к активам).

2) Коэффициент текущей ликвидности (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам).

3) Коэффициент быстрой ликвидности (отношение ликвидных активов, включающих денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочную дебиторскую задолженность, к краткосрочным обязательствам).

4) Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия)

5) Рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж (валовой прибыли) к выручке предприятия), по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке).

Методики финансового анализа

Обычно используют следующие методы финансового анализа: вертикальный анализ (например, ), горизонтальный анализ, прогнозный анализ на основе трендов, факторный и другие методы анализа.

Среди законодательно (нормативно) утвержденных подходов к финансовому анализу и методик можно привести следующие документы:

  • Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 г. N 31-р
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа"
  • Положение ЦБР от 19.06.2009 г. N 337-П "О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитной организации"
  • Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 г. N 16 "Об утверждении "Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций"
  • Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 г. N 118 "Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)"

Важно отметить, что финансовый анализ - это не просто расчет различных показателей и коэффициентов, сравнение их значений в статике и динамике. Итогом качественного анализа должен явится обоснованный, подкрепленный расчетами вывод о финансовом положении организации, который и станет основой для принятия решений менеджментом, инвесторами и другими заинтересованными лицами (см. пример ). Именно этот принцип был положен в основу разработки программы " Ваш финансовый аналитик ", которая не только готовит полный отчет по результатам анализа, но и делает это без участия пользователя, не требуя от него знаний финансового анализа - это сильно упрощает жизнь бухгалтеров, аудиторов, экономистов.

Источники информации для финансового анализа

Очень часто заинтересованные лица не имеют доступа к внутренним данным организации, поэтому в качестве основного источника информации для финансового анализа выступает публичная бухгалтерская отчетность организации. Основные формы отчетности - Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках - дают возможность рассчитать все основные финансовые показатели и коэффициенты. Для более глубокого анализа можно использовать отчеты о движении денежных средств и капитала организации, которые составляются по итогам финансового года. Еще более детальный анализ отдельных аспектов деятельности предприятия, например, расчет точки безубыточности, требует исходных данных, лежащих за пределами отчетности (данные текущего бухгалтерского и производственного учета).

Для примера, получить финансовый анализ по данным вашего Баланса и Отчета о прибылях и убытках можно бесплатно в онлайн режиме на нашем сайте (как за один период, так и за несколько кварталов или лет).

Z-модель Альтмана (Z-счет Альтмана)

Z-модель Альтмана (Z-счет Альтмана, Altman Z-Score) - это финансовая модель (формула), разработанная американским экономистом Эдвардом Альтманом, призванная дать прогноз вероятности банкротства предприятия.

Анализ предприятия

Под выражением "анализ предприятия " обычно подразумевают финансовый (финансового-экономический) анализ, или более широкое понятие, анализ хозяйственной деятельности предприятия (АХД). Финансовый анализ, анализ хозяйственной деятельности относятся к микроэкономическому анализу, т.е. анализу предприятий как отдельных субъектов экономической деятельности (в отличие от макроэкономического анализа, который подразумевает изучение экономики в целом).

Анализ хозяйственной деятельности (АХД)

С помощью анализа хозяйственной деятельности организации изучаются общие тенденции развития предприятия, исследуются причины изменения результатов деятельности, разрабатываются и утверждаются планы развития предприятия и принимаются управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением утвержденных планов и принятых решений, выявляются резервы с целью повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности фирмы, вырабатывается экономическая стратегия её развития.

Банкротство (Анализ банкротства)

Банкротство , или неплатежеспособность - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Определение, основные понятия и процедуры, связанные с банкротством предприятий (юридических лиц), содержатся в Федеральном законе от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Вертикальный анализ отчетности

Вертикальный анализ отчетности - техника анализ финансовой отчетности, при которой изучается соотношение выбранного показателя с другими однородными показателями в рамках одного отчетного периода.

Горизонтальный анализ отчетности

Горизонтальный анализ отчетности - это сравнительный анализ финансовых данных за ряд периодов. Данный метод также известен под названием "трендовый анализ".

Под финансовой деятельностью организации понимается привлечение и воз-врат заемных источников финансирования (кредиты, займы), выпуск обыкно-венных и привилегированных акций, выплата дивидендов, штрафов, пеней, прочие внереализационные операции (рис. 7.5).
"Притоки" "Оттоки"


Денежные потоки, связанные с изменением уставного капитала, долгосрочных и краткосрочных кредитов определяются по данным баланса. При этом используется следующая формула:
АПассива = Пассив (і) - Пассив (г - 1). Г"6)
Величина прочих Енереализационных доходов (расходов) периода напрямую переносится из отчета о прибылях и убытках в отчет о движении денежных средств. Оттоки денежных средств, связанные с выплатой процентов по привлекаемым кредитам, отражаются в составе прочих операционных расходов, об учете которых говорилось при описании инвестиционной деятельности.
Сумма притоков и оттоков денежных средств по основной, инвестиционной и финансовой деятельности образует чистый денежный поток. Величину чистого денежного потока можно рассматривать как потенциальный приток денежных средств, которым должна располагать компания по результатам своей деятельности.
Фактическое изменение (фактический приток) денежных средств определяется по данным баланса и носит название фактический денежный поток. Фактический денежный поток определяется как разница денежных средств баланса на текущую и предыдущую отчетную дату. Его величина показывает, на сколько в данном периоде анализа возросла или уменьшилась сумма денежных средств, находящаяся в распоряжении компании.
Разница между фактическим и чистым денежными потоками представляет собой прочие потоки, движение которых не прослеживается по данным баланса и отчета о прибылях и убытках. Отрицательные значения прочих ПОТОКОЕ говорят о том, что предприятие несло такие затраты, как содержание объектов социально!. сферы, выплата дивидендов и различного рода пособий. Положительные значения по строке ""Прочие потоки" могут быть связаны, например, с безвоз-мездными передачами предприятию имущества.
Информация отчета о движении денежных средств поможет ответить на вопросы:
достаточно ли поступлений от основної: деятельности для финансирования оборотного капитала;
достаточно ли средств предприятия для финансирования выбранной ин-вестиционной программы;
возникает ли необходимость (и в каком объеме) в привлечении заемных источников финансирования.

Еще по теме 7.2.3. Финансовая деятельность:

  1. 2. Алгоритмы моделирования финансовой деятельности фирмы
  2. 2.1. Содержание и сущность финансовой деятельности коммерческого предприятия
  3. Раздел ЗАНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
  4. Глава 4. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
  5. § 1. Понятие и роль финансовой деятельности государства и муниципальных образований
  6. § 2. Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований

1. Понятие финансов как экономической категории и в материальном выражении. Особенности финансов как общественных отношений. Их функции.

Признаки финансов :

1) денежное отношение;

2) распределительное отношение;

3) безэквивалентное отношение;

Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах:

1) экономический аспект .

Финансы - экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреж-

2) материальный аспект .

Финансы - денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения.

Финансы - денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.

Денежные фонды - обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования.

Функции финансов :

1) распределительная - способствует организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход;

2) контрольная - заключается в том, что государство, используя финансы и финансовые категории, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. С помощью финансов осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему страны.

Финансовая система - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Финансовая система РФ включает в себя:

1)Бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами.

(это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.)

2)Внебюджетные целевые фонды.

(фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.)

3)Финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства.

(децентрализованными фондами денежных средств хозяйствующих субъектов различных форм собственности, образующихся из денежных доходов и накоплений самих же предприятий.)

4)Государственный и банковский кредит.

(Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, отдельными гражданами, юридическими и физическими лицами,а также зарубежными государствами, международными организациями по поводу формирования и использования ссудного фонда.)

5)Личное и имущественное страхование.

(обеспечивают социальную защиту общества, возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.)

3. Финансовая деятельность государства: понятие, задачи, особенности, функции, методы осуществления.

Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Задачи финансовой деятельности государства:

1)Образование

2)Распределение

3)Использование денежных фондов

Особенности:

1)Обязательное участие государства / муниципального органа (в лице компетентных органов)

2)Направленность на принятие юридически значимых решений посредством реализации государством его правотворческой функции.

3)Оформление принятого юридически значимого решения в соответствующий НПА, имеющий официальный и общезначимый характер.

4)Юридическое значение результатов деятельности для всех субъектов финансовых правоотношений.

5)Осуществление этой деятельности в строго регламентированном порядке.

Функции:

1)Образование муниципальных и денежных фондов.

2)распределение денежных ресурсов.

3)использование денежных ресурсов.

4)контроль за движением финансовых ресурсов.

5)эмиссия денежных знаков.

Методы осуществления:

1)Аккумуляции (применимы способы демобилизации доходных источников для оформления стабилизационных фондов (общего обязательного страхования, воинский учет, государственный кредиты)

2)Распределение (метод выделения трансферта - а) дотации; б) субвенции; в) субсидии; г) процентных отчислений)

3)Кредитование.

4. Правовые и неправовые формы финансовой деятельности государства: понятие, краткая характеристика.

правовая - деятельность, которая влечет правовые последствия и осуществляется на основе юридического оформления

Правовые:

1)издание правовых актов, носящих финансово-правовой характер;

2)издание индивидуальных правовых актов;

3)заключение договоров, связанных с соблюдением и расходованием государственных и муниципальных средств;

4)реализация государством в лице управляющего органа своих прав и обязанностей субъекта правоотношения, возникающих в процессе правоотношения;

5)привлечение к ответственности лиц, совершающих правонарушения в сфере финансовых правоотношений.

неправовая - деятельность, которая не влечет юридических последствий, хотя и предусмотрена законодательством.

Неправовые:

1)проведение совещаний;

2)финансово-экономический анализ;

3)прогнозирование;

4) разъяснение финансового законодательства.

5. Конституционные основы финансовой деятельности РФ.

Финансовая деятельность государства осуществляется на основе принципов, содержание которых определяется Конституцией РФ.

Принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований:

1) приоритет публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

2) принцип федерализма - закрепляет основные разграничения предметов ведения государства и субъектов РФ, а также устанавливает предметы их совместного ведения.

В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина;

в) защита прав национальных меньшинств;

г) обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;

д) режим пограничных зон;

е) установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;

ж) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

з) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

3) единство финансовой политики и денежной системы - заключается в том, что субъекты РФ наделены самостоятельностью, но она не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, общих принципов налогообложения и функционирования денежной системы государства.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.

Денежной единицей в РФ является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Основная функция Центрального банка РФ - защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России - единственное законное средство наличного платежа на территории РФ. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами;

4) социальная направленность финансовой деятельности в РФ - одной из основных целей финансовой деятельности государства является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Граждане могут участвовать в финансовой деятельности государства и местных органов власти непосредственно и через представителей.

6. Состав и краткая характеристика финансово-правового положения федеральных органов государственной власти, для которых финансовая деятельность является основной.

Виды органов, осуществляющих финансовую деятельность:

1) органы общей компетенции, осуществляющие общее регулирование и контроль за финансовой деятельностью:

а) Президент РФ - подписывает и обнародует федеральный закон о федеральном бюджете;

б) законодательные (представительные) органы РФ, субъектов РФ и муниципальных образований (например, Федеральное Собрание РФ) - рассматривают и принимают (либо отклоняют) бюджеты соответствующих уровней;

в) исполнительные органы РФ, ее субъектов и муниципальных образований (например, Правительство РФ) - представляют проект бюджета в законодательные (представительные) органы, осуществляют общее управление его исполнением;

2) органы специальной компетенции, созданные специально для осуществления финансовой деятельности:

а) Министерство финансов РФ. Основная задача - выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств;

б) Федеральное казначейство РФ. Задачи:

Организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ, управление средствами на счетах Казначейства;

Регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за их средствами;

Сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;

Управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

в) Министерство РФ по налогам и сборам. Основные задачи в области осуществления финансовой деятельности:

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды;

Участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме;

Осуществление валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов;

г) Банк России. Основные цели:

Разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ;

Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

Устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

Устанавливает правила проведения банковских операций;

Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.

7. Министерство финансов РФ: понятие, задачи, основные функции и полномочия.

Министерство финансов РФ осуществляет общее руководство организацией финансов в стране.

Министерство финансов РФ обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) по поручению Правительства РФ представляет сторону государства в договорах о предоставлении

средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;

3) составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

4) разрабатывает прогноз консолидированного бюджетаРФ;

5) выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регистрацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;

6) осуществляет методическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм;

7) принимает в пределах своей компетенции нормативные акты;

8) получает от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, а также отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;

9) обеспечивает предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и в порядке, установленном Правительством РФ;

10) предоставляет по поручению Правительства РФ от имени РФ государственные гарантии субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

11) проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и государственных гарантий;

12) ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга РФ;

13) осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, управление государственным долгом РФ;

14) организует исполнение федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

15) исполняет федеральный бюджет в порядке, установленном Налоговым кодексом;

16) составляет отчет об исполнении федерального и консолидированного бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

17) налагает на главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитные организации штрафы в соответствии с договорами и законодательством РФ;

18) введет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств федерального бюджета;

19) осуществляет иные полномочия в соответствии с Налоговым кодексом РФ и другими актами бюджетного законодательства РФ.

8. Федеральное казначейство: задачи, функции, полномочия.

В РФ функционирует единая централизованная система органов федерального казначейства, включающая Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по субъектам РФ, городам, кроме городов районного подчинения, районам и районам в городах.

Главные задачи органов Казначейства:

1) организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ, управление доходами и расходами бюджета на счетах Казначейства, исходя из принципа единства кассы;

2) регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

3) осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими;

4) сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету РФ, о государственных внебюджетных фондах, о состоянии бюджетной системы РФ;

5) управление и обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

6) разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны РФ.

К функциям Главного управления федерального казначейства Минфина РФ относятся:

1)организация бюджетного и финансового исполнения федерального бюджета

2)организация и осуществление: краткосрочного прогнозирования и кассового планирования средств федерального бюджета,

обслуживаемым ими территориям;

3)ведение сводного реестра распорядителей средств федерального бюджета

4)организация распределения доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ

5)управление доходами и расходами федерального бюджета

6)организация осуществления взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ

7)регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами

8)организация работы территориальных органов Казначейства по контролю за исполнением федерального бюджета

9)организация и ведение операций по учету государственной казны.

10)руководство работой территориальных органов Федерального казначейства;

11)доведение до территориальных органов Федерального казначейства размеров ассигнований из федерального бюджета по обслуживаемым ими территориям

9. Федеральная службы финансово-бюджетного надзора: понятие, задачи, функции, полномочия.

в соответствии с Указом Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ

основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются:

1) проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории РФ и за рубежом

2) проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере;

3) организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

4) осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в РФ резидентами и нерезидентами валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

5) организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям

6) осуществление надзора за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами

Согласно Постановлению Правительства РФ Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного контроля" Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1. осуществляет контроль и надзор:

1.1. за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов

1.2. за соблюдением резидентами и нерезидентами

валютного

законодательства РФ

1.3. за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета

2. осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан

3. осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с

составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации;

4. представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы РФ по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6. обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации,

5. осуществляет в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной документированной информации в установленной сфере деятельности;

законодательством РФ;

10. Федеральная налоговая служба: понятие, задачи, функции, полномочия.

Федеральная налоговая служба (ФНС России ) - федеральный органисполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации оналогахисборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующийбюджетиных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц,физических лицв качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органыво взаимодействии с другими федеральными органамиисполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

11. Федеральная служба страхового надзора: понятие, задачи, основные функции и полномочия.

Федеральная служба страхового надзора - федеральный орган исполнительной власти, находившийся в веденииМинистерства финансов.

Федеральная служба страхового надзора являлась в 2004-2011годах федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Федеральная служба страхового надзора была образована в соответствии с Указом Президента 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства 30 июня 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора». До создания ФССН функции страхового надзора с сентября 1996 по март 2004 года выполнял Департамент страхового надзораМинистерства финансов РФ.

Основные функции:

1)принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;

2)выдача и отзыв квалификационных аттестатов;

3)ведение единого государственного реестра субъектов страхового делаи реестра объединений субъектов страхового дела;

4)осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;

5)осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;

6)выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

7)получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;

8)обращение в случаях предусмотренных законом в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

9)обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

12. Банк России: особенности правового положения, основные задачи, функции. Роль реализации финансовой политики государства.

Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Целями деятельности Банка России являются:

1)защита и обеспечение устойчивости рубля;

2)развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

3)обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;

4)развитие финансового рынка Российской Федерации;

5)обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

1.1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

2.1) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

4.1) осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

8.1) принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;

9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);

9.1) осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;

10) осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг (см. текст в предыдущей редакции)

10.1) осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

10.2) осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

Фин. деятельность является основной отраслью управления, специальной задачей которой является мобилизация средств для всех отраслей управления. С помощью фин. деятельности обеспечивается финансирование государства.

4. Методы финансовой деятельности гос-ва.

Для мобилизации ден. средств гос-во применяет:

· Метод установления обязательных платежей и налогов. С помощью этого метода изыскивается все прямые и непрямые налоги, обязательные платежи, взносы в целевые фонды.

· Метод добровольного привлечения средств. Состоит в том, что государство привлекает в свое распоряжение временно свободные средства населения и предприятий путем выпуска гос. займов, денежно-вещевых лотерей, вклады населения.

· Сочетание обязательного и добровольного страхования (институт страхования).

При расходовании средств:

· Метод бюджет. финансирования, т.е. безвозвратный безвозмездный целевой отпуск средств на определенные нужды.

· Банковское кредитование, т.е. возвратный, возмездный, целевой, срочный отпуск средств под залог.

5. Принципы финансовой деят-ти Украины.

· Плановость. Каждая сфера фин. деятельности обязательно планируется фин. планы бюджета, предприятия (баланс доходов и расходов), министерства (сводный баланс расходов и доходов), в учреждениях и организациях - смета доходов и расходов, в банках - кредитный план и кассовый план.

· Учета и контроля. Для учета - установка одинаковой методики бух.учета (постановление КМУ № 25 93 года «Об организации бух.учета в Украине», т.е. для юр. и физ. лиц установлены единые правила учета.

· Контроль - он осуществляется от имени гос-ва (ВРУ, ГНА, казначейства, органы местн. самоупр-ния, контрольно-ревиз. служба У-ны.)

· Равноправие национальностей и нац. меньшинств, т.е. учитывается требования, специфика малых народов.

· Участие нас-ния в управлении делами гос-ва, т.е. через тех, кого мы избрали (депутатский корпус).

· Законности, т.е. соблюдение финанс. дисциплины (сфера планирования, рассмотрение и утверждение бюджета, исполнение его, админ. и угол. отв-ть.).

6. Состав финансовой системы Украины.

Совок-ть фин. институтов, объединяющих опред. фин. отношения по образованию и использованию соответствующих централизованных и децентрализованных фондов денежных ср-в представляет собой фин. систему У-ны.

Вся фин. система состоит из централизованных и децентр. фондов.

Централиз.-гос-во собирает ден. ср-ва для выполнения внутр. и внешн. ф-ций. Через этот фонд гос-во обеспечивает содержание соц. сферы, соц. защиты нас-ния, развитие нар. хоз-ва, отрасли, к-рые способствуют развитию всей экономики производственной и непроизв. сфер. Сюда входят: гос. бюджет У-ны, местные бюджеты, фонд соц. страхования и соц. защиты Пенсионный фонд, Чернобыльский фонд, Фонд занятости.

Децентрализов. фонды-это институт финансов гос. предприятий и отраслей нар. хоз-ва. Они формируются от доходов предприятий.

Институт кредитования: банковские кредиты.

Институт гос. кредита.

Институт гос. и коммерческого имущественного и личного страхования, для потерь от различных страховых случаев.

Институт расчетов. Обязательно присутствует в каждом из названных ин-тов, носит хар-р устанавливаемого порядка по ср-вам расчета между субъектами в строго установленных формах, применение к-рых обязательно для каждого клиента.

Ин-т денежного обращения-это установленная форма деят-ти по выдаче наличных денег на опред. нужды. Порядок исп-ния наличных денег регулируется спец. актами о кассовых операциях.

Ин-т валютных расчетов обеспечивает вал. операции, к-рые связаны с обеспечением внешне-экон. связей.

7. Роль экономических нормативов в фин. деят-ти гос-ва.

Экономические нормативы это обоснованные расходы денежных средств на единицу, с применением тех. норм выраженных в натуральном и денежном выражении, эти нормы определяются в зависимости от конкретной сферы и для конкретных целей.

Контингент сеть и штат.

Контингент, на примере нашего ВУЗа, это количество или численность студентов. Сеть – кол-во структурных подразделений в составе бюджетного учреждения. Штаты расчитываются исходя из контингента и из структуры подразделения.

Эти нормативы всегда минимальны и определены с режимом экономии.

8. Предмет, наука и отрасль финансового права. Источники финансового права.

Фин. право-это совок-ть правовых норм, регулирующих процесс мобилизации, распределения и исп-ния централиз. и децентрализ. ден. ресурсов с целью обеспечения задач и ф-ций гос-ва. Фин. право регулирует большую группу отношений, связанную с опред. полномочиями управленческой сферы, регулирует бюджетный процесс, кредитование и ден. систему, ин-т страхования и налог. систему.

Предмет фин. права-это общ-ные отношения, возникающие в процессе фин. деят-ти, формирования, распределения и использования гос. централизованных фондов и децентрализован. Фондов всех форм соб-ти.

Отрасль фин. права регулирует определ. Круг общ-ных отношений, отличающихся от др. общ-ных отношений своими особ-тями. В отрасль фин. права входит теоретическая часть, к-рая изучает понятия в фин. праве, содержание действий фин.-правовых норм и фин. правоотношений, способы защиты интересов гос-ва, юр. и физ. лиц, остальные положения науки фин. права, полномочия органов, осуществляющих фин. деят-ть и фин. контроль. Теоретическая часть делится на общую и особенную.

Фин.-правовая наука исходит из основных предпосылок фин. деят-ти, изучения прошлого опыта, теоретических исследований и действия эконом. з-нов в настоящем времени. В фин. науке разработаны эконом. з-ны, направленные на развитие общ-ва.

Отличие науки фин. права и фин. правом:

· фин. право действует на основе действ. зак-ва;

· наука фин. права-это теоретические обоснования;

· наука фин. права изучает все ин-ты фин. права, опирается на ин-ты фин. права и базируется на нормах фин права.

Источники фин. права:

· нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления). Все эти акты не ограничены в пространстве и во времени.

· все фин. правовые акты, к-рые ограничены во времени и в пространстве (бюджет, кредитные планы банков и т.д.)

9. Финансово-правовые отношения, их содержание и важнейшие особенности.

Все отношения, к-рые возникают в гос-ве при перераспределении доходов и образовании централизованных и децентрализ. фондов регулируются соответствующими группами норм фин. права, явл. фин. правоотношениями. С ними связано возникновение, изменение и прекращение фин. правоотношений. К фин.-правов. отношениям относятся:

· отношения между ПУ, ВРУ и КМУ по поводу принятия законов налог. системы, конкретных налогов, бюджетной системы, ежегодное принятие ВРУ бюджетной резолюции, составления, рассмотрения, утверждения контроля об исполнении и утверждении отчета об исполнении гос. бюджета У-ны.

· отн-ния между ВРУ и органами местного и регионального самоуправления по поводу ежегодных отчислений, общего-ных налогов и платежей в пользу местного бюджета (сбалансирование всех бюджетов У-ны путем процентных отчислений из гос. бюджета, дотаций).