ПРЕЗИДИУМ ЦК ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Положения о правовой инспекции
труда профсоюза


В целях осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства, укрепления и развития форм правовой защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза и в соответствии со президиум ЦК профсоюза

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о правовой инспекции труда Профсоюза работников народного образования и науки РФ (далее - Положение).

3. Территориальным комитетам профсоюза до 1 января 2003 года провести необходимые мероприятия по формированию правовой инспекции труда на территориальном уровне организационной структуры профсоюза в соответствии с Положением.

4. Считать утратившим силу пункт 6 постановления президиума ЦК профсоюза от 21.04.98 N 15 "О практике организации работы по оказанию юридической помощи членам профсоюза и по реализации прав на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде Свердловской, Калужской, Иркутской, Пермской территориальными организациями профсоюза".

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя профсоюза В.С.Павлихина.

Председатель профсоюза
В.М.Яковлев

Приложение. Положение о правовой инспекции труда Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Приложение
к постановлению президиума
ЦК профсоюза
от 04.10.2002 N 11

I. Общие положения

1.1. работников народного образования и науки РФ (далее - правовая инспекция труда профсоюза) является федеральной системой органов, осуществляющих профсоюзный контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных , а также по другим социальным и трудовым вопросам в образовательных учреждениях различных типов и видов, организациях, предприятиях и учреждениях системы образования и науки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), в которых работают члены профсоюза на территории Российской Федерации.

1.2. Правовая инспекция труда профсоюза в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации , Трудовым кодексом Российской Федерации , Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" , Законом Российской Федерации "Об образовании" , Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" , иными законами и нормативными правовыми актами, а также Уставом Профсоюза работников народного образования и науки РФ и настоящим Положением.

1.3. Правовая инспекция труда профсоюза при осуществлении своих полномочий взаимодействует с федеральной инспекцией труда, другими органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими органами, осуществляющими надзорные и контрольные функции, прокуратурой и иными правоохранительными органами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами по охране труда и работодателями, другими государственными и общественными организациями.

1.4. Правовая инспекция труда профсоюза формируется на федеральном и территориальных уровнях организационной структуры профсоюза, образуя систему профсоюзного контроля в организациях, в которых работают и обучаются члены профсоюза.

Правовая инспекция труда профсоюза является самостоятельным и независимым в своих оценках состояния и условий соблюдения трудового законодательства уполномоченным представительным органом профсоюза, который обеспечивает защиту социально-трудовых прав членов профсоюза на всей территории Российской Федерации.

II. Функции правовой инспекции труда профсоюза

Правовая инспекция труда профсоюза в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:

2.1. Осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также связанных с ними законодательных и иных нормативных правовых актов в области социального партнерства, регулирования деятельности профсоюзов, занятости, приватизации, ликвидации и реорганизации в организациях, в которых работают члены профсоюза.

2.2. Обеспечивает правовую и социальную защиту прав работников (членов профсоюза) и профсоюзных организаций от противоправных действий (бездействия) работодателей и их представителей, нарушающих или ограничивающих права работников, установленные международными нормами, законами и иными нормативными правовыми актами, а также социально-трудовых льгот и гарантий, предусмотренных соглашениями, коллективными договорами, трудовыми договорами.

2.3. Организует и проводит проверки соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанных с ними законодательных и иных нормативных правовых актов, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

2.4. Участвует в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в разработке коллективных договоров и соглашений, в подготовке решений профсоюзных органов по социально-трудовым вопросам.

2.5. Разрабатывает рекомендации, дает разъяснения по практике осуществления социального партнерства в отрасли, заключения коллективных договоров и соглашений, по вопросам применения трудового, пенсионного, жилищного законодательства, а также по вопросам социального страхования, занятости, организации летнего отдыха и оздоровления детей и другим социально-трудовым вопросам.

2.6. Обобщает и анализирует деятельность первичных и территориальных профсоюзных организаций, правовых инспекторов труда профсоюза по контролю за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2.7. Информирует соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления о фактах нарушения трудового законодательства.

В случае невыполнения требований правовых инспекторов труда профсоюза направляет в федеральную инспекцию труда, органы прокуратуры сообщения о фактах нарушения трудового законодательства, законодательства о профсоюзах и других нарушениях прав работников и их представителей.

2.8. Осуществляет взаимодействие с соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам участия в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предварительного изучения проектов нормативных правовых актов, затрагивающих социально-экономические и трудовые права и профессиональные интересы работников, и при необходимости вносит по ним предложения в руководящие органы профсоюза, территориальных профсоюзных организаций.

2.9. Взаимодействует с судебными и правоохранительными органами в целях формирования и изучения правоприменительной практики по вопросам правовой защиты работников.

2.10. Участвует в работе по правовому воспитанию, распространению правовых знаний по соблюдению трудового законодательства.

2.11. Вносит на рассмотрение соответствующего выборного профсоюзного органа предложения по вопросам соблюдения трудового законодательства, совершенствования системы профсоюзного контроля в этой области.

2.12. Оказывает методическую и практическую помощь первичным и территориальным профсоюзным организациям, правовым инспекторам труда профсоюза по проведению ими работы по контролю за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2.13. Организует и проводит регулярное обучение и повышение квалификации правовых инспекторов труда профсоюза и профсоюзного актива по вопросам применения трудового законодательства и защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников.

2.14. Оказывает помощь членам профсоюза, первичным и территориальным профсоюзным организациям в подготовке исковых заявлений и других документов, необходимых для судебной и иной защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза.

2.15. Ведет прием, рассматривает заявления, жалобы и иные обращения членов профсоюза, первичных и территориальных профсоюзных организаций по вопросам соблюдения трудового законодательства и защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников, принимает необходимые меры по устранению фактов нарушения трудового законодательства и прав заявителей, оказывает консультационную помощь членам профсоюза по правовым вопросам.

III. Формирование правовой инспекции труда профсоюза

3.1. Общее руководство деятельностью правовой инспекции труда профсоюза осуществляет президиум ЦК профсоюза, текущее руководство осуществляет председатель профсоюза.

Руководство деятельностью правовой инспекции труда профсоюза, действующей на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется соответствующим руководящим органом территориальной организации профсоюза.

3.2. Правовая инспекция труда профсоюза формируется по отраслевому принципу на федеральном и территориальном уровнях структуры профсоюза и состоит из правовой инспекции труда ЦК профсоюза, возглавляемой главным правовым инспектором труда ЦК профсоюза, и правовых инспекций труда территориальных организаций профсоюза, возглавляемых главными правовыми инспекторами труда соответствующих руководящих органов территориальных профсоюзных организаций.

Правовые (главные правовые) инспектора труда профсоюза являются штатными работниками аппаратов профсоюза, территориальных профсоюзных организаций.

3.3. На должность правового инспектора труда профсоюза назначается лицо, имеющее высшее или среднее специальное юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее трех лет.

На должность главного правового инспектора профсоюза назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее пяти лет.

3.4. Правовой инспектор труда профсоюза назначается и освобождается от должности решением уполномоченного органа профсоюза, территориальной организации профсоюза.

3.5. Профсоюз, территориальная организация профсоюза самостоятельно с учетом финансовых возможностей определяет штатную численность правовых инспекторов труда профсоюза.

3.6. Председатель территориальной организации профсоюза в обязательном порядке уведомляет ЦК профсоюза и главного правового инспектора труда ЦК профсоюза о назначении на должность и освобождении от должности правовых инспекторов труда профсоюза.

3.7. Правовому инспектору труда профсоюза выдается удостоверение установленного образца (приложение 5).

Удостоверение заверяется печатью территориальной профсоюзной организации (профсоюза) и подписывается председателем территориальной профсоюзной организации (председателем профсоюза).

При освобождении от должности правового инспектора труда профсоюза (при прекращении деятельности внештатного правового инспектора труда профсоюза) удостоверение подлежит возврату.

3.8. Правовой инспектор труда профсоюза непосредственно подчиняется председателю территориальной профсоюзной организации (председателю профсоюза), а также выполняет решения, принятые руководящими органами профсоюза, территориальных профсоюзных организаций и главным правовым инспектором труда ЦК профсоюза, в пределах своей компетенции.

3.9. Статус внештатного правового инспектора труда профсоюза в отношении полномочий и ответственности приравнивается к статусу штатного правового инспектора труда профсоюза.

3.10. Председатель территориальной профсоюзной организации вправе поручить правовому инспектору труда профсоюза с учетом его знаний и практического опыта выполнять отдельные функции технического инспектора труда профсоюза, если должность последнего не предусмотрена штатным расписанием.

3.11. Правовые инспектора труда профсоюза не реже чем раз в три года проходят обучение и аттестацию по утвержденной ЦК профсоюза программе.

3.12. Правовой инспектор труда профсоюза должен быть членом профсоюза.

IV. Полномочия правовых инспекторов труда профсоюза

Правовые инспектора труда профсоюза имеют право:

4.1. Осуществлять контроль за соблюдением работодателями, их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

4.2. В установленном порядке беспрепятственно посещать организации, в которых работают члены профсоюза, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров и составлять акт о выявленных нарушениях (форма N 3-ПИ) (приложение 3).

4.3. Проводить консультации с работодателями, их представителями по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

4.4. Обсуждать и получать от работодателей информацию по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников организаций в области соблюдения их трудовых прав и профессиональных интересов, законности проведения реорганизации или ликвидации организаций.

4.5. Участвовать в разработке и осуществлении контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений.

4.6. Защищать права и интересы членов профсоюза, выступать в качестве представителей по собственной инициативе либо по просьбе членов профсоюза в судах и иных органах, рассматривающих трудовые споры, для защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников отрасли.

4.7. Направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (форма N 1-ПИ) (приложение 1).

4.8. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами, а также с изменениями условий труда.

4.9. Принимать участие в разработке проектов нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также согласовании их в установленном порядке, в разработке коллективных договоров и соглашений, в подготовке решений профсоюзных органов по социально-трудовым вопросам.

4.10. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (форма N 2-ПИ) (приложение 2).

4.11. Обращаться в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда).

4.12. Получать для осуществления своей деятельности бесплатно и беспрепятственно от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам, касающимся работников отрасли.

4.13. Главный правовой инспектор труда профсоюза наряду с правами, указанными в пунктах 4.1-4.12 настоящего Положения, имеет право рассматривать возникшие разногласия между работодателями, их представителями и иными должностными лицами организаций (при их обращении) и правовыми инспекторами труда профсоюза по вопросам, входящим в их компетенцию, и принимать по ним решения.

4.14. Главный правовой инспектор труда ЦК профсоюза выполняет функции по:

- непосредственному организационному и методическому руководству деятельностью правовой инспекции труда профсоюза, широкому информированию о ее деятельности;

- координации работы правовых инспекторов труда профсоюза, оказанию содействия в выполнении возложенных на них задач;

- осуществлению контроля за соответствием действующему законодательству принятых правовыми инспекторами труда профсоюза решений;

- представлению в ЦК профсоюза, а также в ФНПР ежегодной информации о деятельности правовой инспекции труда профсоюза и внесению предложений по ее совершенствованию и премированию правовых инспекторов труда профсоюза;

- организации обучения и повышения квалификации правовых инспекторов труда профсоюза в соответствии с планами, утверждаемыми президиумом ЦК профсоюза.

4.15. Разногласия по решениям, принятым главным правовым инспектором труда ЦК профсоюза, рассматриваются на заседании президиума ЦК профсоюза.

V. Заключительные положения

5.1. Жалобы на принятые решения правовых инспекторов труда профсоюза рассматриваются соответствующим руководящим органом территориальной организации профсоюза, а при необходимости выборным профсоюзным органом вышестоящей организации профсоюза. Окончательное решение принимает президиум ЦК профсоюза.

5.2. Правовой инспектор труда профсоюза ведет учет своей деятельности и отчитывается перед организацией, в которой он принят на работу.

5.3. Правовой инспектор труда профсоюза ежегодно не позднее 1 февраля следующего за отчетным года представляет в ЦК профсоюза отчет о работе правовой инспекции труда территориальной организации профсоюза по установленной форме (форма N 4-ПИ) (приложение 4).

К отчету о работе правовой инспекции труда территориальной организации профсоюза в обязательном порядке прилагается пояснительная записка с информацией, раскрывающей содержание отмеченных значком * пунктов отчета, а также иная дополнительная информация правового характера.

5.4. Внештатный правовой инспектор труда профсоюза освобождается от основной работы для выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, для участия в семинарах, совещаниях, конференциях, съездах и в работе других выборных профсоюзных органов. Условия освобождения его от основной работы и порядок оплаты времени выполнения обязанностей правового инспектора труда профсоюза и обучения определяются коллективным договором, соглашением.

Приложение 1 к Положению. Представление N __ от "__" _______ 200_г. об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Приложение 1
к Положению о правовой
инспекции труда Профсоюза
работников народного
образования и науки РФ


Форма N 1-ПИ


Правовая инспекция труда профсоюза

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ N __ от "__" _______ 200_г.
об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права

(должность, наименование организации, фамилия, имя, отчество)

В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации , статьей 19 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предлагаю устранить следующие нарушения:

Перечень выявленных нарушений

Сроки устранения


О результатах рассмотрения представления и принятых мерах прошу сообщить в правовую инспекцию труда профсоюза в срок до "__" _______ 200_ г.

Представление получил
"__" __________ 200_ г.

(должность, фамилия, имя, отчество)


Примечание. Представление выдается лицу, нарушившему трудовое законодательство. Копии представления направляются руководителю организации и в выборный профсоюзный орган организации.

Приложение 2 к Положению. Требование N__ от "__" _______ 200_ г. о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права

Приложение 2
к Положению о правовой
инспекции труда Профсоюза
работников народного
образования и науки РФ

Форма N 2-ПИ

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Правовая инспекция труда профсоюза

ТРЕБОВАНИЕ N__ от "__" _______ 200_ г.
о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов
и иных актов, содержащих нормы трудового права

(должность, наименование государственного,

правоохранительного органа, организации, Ф.И.О.)

В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации , статьей 19 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" обращаюсь с требованием о привлечении к _____________________

(дисциплинарной, административной, уголовной)

ответственности

(должность, Ф.И.О. лица (лиц), допустивших нарушение)

и иных нормативных правовых актов)

О принятом решении прошу сообщить в правовую инспекцию труда профсоюза в срок до "__" _______ 200_ г.

Приложение. Представление N ____ от "__"__________ 200_ г.

Правовой (главный правовой) инспектор труда профсоюза

(подпись, дата, фамилия, имя, отчество)

Приложение 3 к Положению. Акт о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Приложение 3
к Положению о правовой
инспекции труда Профсоюза
работников народного
образования и науки РФ


Форма N 3-ПИ

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Правовая инспекция труда профсоюза

АКТ
о нарушении трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права

Составлен правовым (главным правовым) инспектором труда профсоюза

(фамилия, имя, отчество)

О нарушении трудового законодательства

(фамилия, имя, отчество, должность, наименование организации)

(краткое содержание нарушений трудового законодательства

с указанием статей правовых актов)

Объяснение должностного лица, допустившего нарушение:

"__" __________ 200_ г.

(подпись)

Решение правового (главного правового) инспектора труда профсоюза

Правовой (главный правовой) инспектор труда профсоюза

(подпись, дата, фамилия, имя, отчество)


"__" _____ 200_ г.

Примечание. Акт составляется в трех экземплярах: первый - выдается лицу, нарушившему трудовое законодательство, второй - направляется руководителю организации, третий - передается в выборный профсоюзный орган организации.

Приложение 4 к Положению. Отчет о работе правовой инспекции труда ____________ территориальной организации профсоюза за 200_ г.

Приложение 4
к Положению о правовой
инспекции труда Профсоюза
работников народного
образования и науки РФ

Форма N 4-ПИ

Наименование раздела

Число правовых инспекторов труда

Число внештатных правовых инспекторов труда

Проверено учреждений комплексно (по всем вопросам применения трудового законодательства):

а) дошкольного образования

Число представлений (требований) об устранении нарушений трудового законодательства по учреждениям / из них выполнено:

а) дошкольного образования

б) общего среднего образования

в) начального и среднего профессионального образования

г) высшего профессионального образования

Восстановлено на работе:

а) по требованию профсоюзной организации

б) по результатам обращения в государственную инспекцию труда

Привлечено по требованию профсоюзной организации к ответственности должностных лиц за нарушение трудового законодательства, условий коллективного договора, соглашения:

а) дисциплинарной, в том числе уволены

б) иной ответственности (материальной, административной, уголовной)

Направлены материалы в комиссию по трудовым спорам

Направлены материалы в государственную инспекцию труда

Количество предписаний государственной инспекции труда об устранении нарушений трудового законодательства

Направлены материалы в прокуратуру

Количество протестов и представлений об устранении нарушений законодательства

Направлены материалы в суд / из них удовлетворены полностью или частично:

а) о взыскании заработной платы, пособий и иных обязательных социальных выплат

б) о восстановлении на работе

в) по другим индивидуальным трудовым спорам

д) об обжаловании действий и решений органов власти и должностных лиц, нарушающих социально-трудовые права работников

Количество трудовых споров, рассмотренных с участием профсоюзной организации:

а) коллективных, в т.ч. забастовок

б) индивидуальных

Из них решены положительно:

а) коллективных, в т.ч. по результатам забастовок

б) индивидуальных

Количество проведенных экспертиз проектов, а также действующих нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы работников образования

Рассмотрено писем

Принято на личном приеме


"__" _____ 200_ года

Правовой (главный правовой) инспектор труда профсоюза

Председатель территориальной организации профсоюза

(подпись, фамилия, имя, отчество)

Приложение 5 к Положению. Форма Удостоверения правового (главного правового) инспектора труда профсоюза

Приложение 5
к Положению о правовой
инспекции труда Профсоюза
работников народного
образования и науки РФ

Лицевая сторона

УДОСТОВЕРЕНИЕ


Внутренняя сторона (левая часть)

Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации

УДОСТОВЕРЕНИЕ N _____

Место для фото

Выдано
"__" ________ 200_ г.

Личная подпись


Внутренняя сторона (правая часть)

(фамилия, имя, отчество)

работает в должности

правового (главного правового) инспектора труда

(наименование территориальной организации профсоюза)

Председатепь территориальной организации

профсоюза

Текст документа сверен по:
"Официальные документы в образовании",
N 1, 2003 год

Утверждено

постановлением Исполкома

Профсоюза 11.11.2014 г. № 15-6и

П О Л О Ж Е Н И Е

о технической инспекции труда

профсоюза работников строительства и промышленности

строительных материалов Российской Федерации

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании и в соответствии с Уставом профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации, федеральными законами: «Трудовой кодекс Российской Федерации», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О специальной оценке условий труда», «Об охране окружающей среды», «Положением о технической инспекции труда ФНПР» (постановление Исполнительного комитета ФНПР от 13.10.2014 г. № 5-17 «О внесении изменений и дополнений в Положение о технической инспекции труда»), а также другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.2. Настоящее Положение определяет основные направления деятельности технической инспекции, права и обязанности штатных и внештатных технических инспекторов труда профсоюза.

1.3. Техническая инспекция труда профсоюза совместно с комитетами (комиссиями) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами профсоюза по охране труда осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в организациях.

1.4. Работает в тесном контакте с первичными профсоюзными организациями, общественными союзами и ассоциациями в области охраны труда и окружающей среды.

1.5. Техническая инспекция труда профсоюза осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в строительстве и промышленности строительных материалов, органами законодательной и судебной власти, правоохранительными органами, территориальными органами федеральных служб и агентств, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами осуществляющими функции в области обязательного социального страхования, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также с работодателями и их объединениями.

1.6. Техническая инспекция труда является уполномоченным представительным органом профсоюза, самостоятельна и независима в своих оценках состояния условий, охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности на производстве, руководствуется нормами Конституции Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о труде, охране труда и окружающей среды, социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Уставом профсоюза и настоящим Положением и защищает права членов профсоюза на всей территории Российской Федерации.

2 . Функции технической инспекции труда профсоюза

2.1. Осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителямизаконодательства об охране труда(включая специальную оценку условий труда), охране окружающей среды, обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а такжеза выполнением условий коллективных договоров, соглашений в сфере охраны труда на предприятиях, в учреждениях и других организациях строительной отрасли независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены профсоюза.

2.2. Организация и проведение проверок состояния условий и охраны труда в организациях строительства и промышленности строительных материалов, а также охраны окружающей среды.В контрольной деятельности инспекции большую часть проверок должны составлять проверки тематического характера.
2.3. Защита законных прав и интересов членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда: контроль уровня представляемых работнику гарантий и компенсаций в связи с вредными и опасными условиями труда по результатам СОУТ, на возмещение вреда, причиненного здоровью работника увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей.
2.4. Оказание практической и консультативно-правовой помощи уполномоченным (доверенным) лицам профсоюза по охране труда, членам комитета (комиссии) по охране труда, внештатным техническим инспекторам труда, членам профсоюза.
2.5. Участие в разработке и формировании федеральных, региональных и отраслевых программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, специальных мер по социальной защите работников, пострадавших на производстве.
2.6. Контроль, совместно с профсоюзным активом, полноты и правильности расходования средств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями на мероприятия по охране труда и окружающей среды.
2.7. Анализ и обобщение причин травматизма, нарушений требований охраны труда и подготовка рекомендаций по их устранению. Подготовка предложений о необходимости внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты и местные нормативные акты по охране труда.
2.8. Информирование соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления о фактах нарушения законодательства об охране труда, окружающей среды и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2.9. Изучение и обобщение проблемных вопросов по охране труда и окружающей среды. Принятие в пределах своих полномочий необходимых мер для решения вопросов на месте. Представление в ЦК профсоюза предложений по проблемам, требующим решения на федеральном уровне. Подготовка предложений по данным вопросам для их внесения в Генеральное, отраслевое, территориальное и иные соглашения.
2.10. Рассмотрение писем, обращений и заявлений первичных профсоюзных организаций, членов профсоюза по вопросам охраны труда, окружающей среды и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Подготовка обоснованных разъяснений, рекомендаций и принятие необходимых мер по устранению установленных фактов нарушения прав заявителей.
2.11. Внесение на рассмотрение выборного профсоюзного органа предложений по вопросам охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности, страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, совершенствованию системы профсоюзного контроля в этих направлениях.

2.12. Проведение выборочной экспертизы проектов на строительство и реконструкцию действующих объектов производственного назначения, новых технологий, оборудования, машин, механизмов, транспортных средств, на соответствие их требованиям охраны труда и экологической безопасности, а также средств коллективной и индивидуальной защиты работников на наличие сертификата соответствия или безопасности.

2.13. Оказание методической и практической помощи руководителям первичных профсоюзных организаций, уполномоченным (доверенным) лицам профсоюза по охране труда в организациях. Организация их периодического обучения и повышения квалификации.

2.14. Консультативная помощь и организация подготовки профсоюзного актива к участию в комиссиях по проведению СОУТ.

2.15. Контроль за обязательным участием представителя профсоюза в комиссии по специальной оценке условий труда и соблюдением требований процедуры СОУТ.

2.16. Внесение в соответствующие профсоюзные и хозяйственные органы предложений по улучшению условий, охраны труда и окружающей среды работающих, а также о применении к должностным лицам экономических санкций за допущенные нарушения в этой области.

2.17. Оказание помощи членам профсоюза и профсоюзным выборным органам в составлении исковых заявлений в судебные органы в защиту законных прав работников в области охраны труда, окружающей среды, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и представление их интересов в судебных инстанциях при нарушении работодателями прав работников в этой области.

2.18. Подготовка ежегодного отчета о проделанной работе по форме 19-ТИ (приложение № 1).

3. Формирование технической инспекции

3.1. Техническая инспекция труда включает в себя штатных и внештатных технических инспекторов труда, которые могут действовать во всех организационных структурах профсоюза.

3.2. На уровне ЦК профсоюза технические инспекторы труда входят в состав аппарата ЦК профсоюза строителей России.

Сфера обслуживания - все профсоюзные организации, входящие в профсоюз строителей России.

3.3. На уровне региональной организации профсоюза технические инспекторы труда входят в состав аппарата региональной организации профсоюза строителей России.

Сфера обслуживания, как правило, распространяется на все профсоюзные организации, входящие в профсоюз строителей России на территории субъекта Российской Федерации.

3.4. На должность технического (главного технического) инспектора принимается лицо с высшим техническим образованием, имеющее стаж практической работы по специальности не менее трех лет на предприятиях строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации. В отдельных случаях с учетом служебных и личных данных на должность технического (главного технического) инспектора труда может быть принято лицо, работавшее в других отраслях промышленности и транспорта и отвечающее вышеизложенным требованиям.

3.5. Технический инспектор труда должен быть членом отраслевого профсоюза.

3.6. Должность технического инспектора труда именуется: «Технический (главный технический, внештатный технический) инспектор труда Профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов по …» (далее указывается наименование территории субъекта Российской Федерации).

Должность главного технического инспектора труда приравнивается к должности заведующего отделом структурного подразделения аппарата профсоюзного органа. Должность заместителя главного технического инспектора труда приравнивается к должности заместителя заведующего отделом. Должность технического инспектора труда приравнивается к должности главного специалиста, либо руководителя группы.

3.7. С техническим (главным техническим) инспектором труда профсоюза трудовой договор заключает руководитель региональной организации, с обязательным условием о трехмесячном испытании при приеме на работу в целях проверки его соответствия поручаемой работе, в порядке, установленном статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.

Технический (главный технический) инспектор труда профсоюза приобретает полномочия, предусмотренные законодательством и настоящим Положением, после утверждения его в должности Исполкомом Профсоюза. В этих целях руководитель региональной организации профсоюза до истечения трехмесячного срока представляет на него в аппарат ЦК профсоюза две фотографии 3х4 см и копии документов: распоряжения (приказа) о приеме на работу, трудового дого-вора, сведений подтверждающих соблюдение требований к квалификации кандидатуры (п. 3.4.).

В случае не утверждения Исполкомом Профсоюза кандидатуры в должности технического (главного технического) инспектора труда, он подлежит увольнению как не прошедший испытание при приеме на работу с обязательным указанием причин, послуживших основанием для признания его, не выдержавшим испытание.

3.8. Техническому (главному техническому, внештатному) инспектору труда, утвержденному в установленном порядке, выдается удостоверение установленного образца. Удостоверение заверяется круглой печатью Профсоюза и подписывается председателем или заместителем председателя Профсоюза строителей России.

Освобождение от должности (штатного, внештатного) технического инспектора труда осуществляется исполкомом региональной организации профсоюза.

При увольнении штатного технического и прекращении деятельности внештатного технического инспектора его удостоверение изымается руководителем региональной организации профсоюза.

3.9. Технические (главные технические) инспекторы труда, после утверждения в должности в установленном порядке, проходят специальное обучение в системе непрерывного образования по охране труда, а также не реже одного раза в три года, проходят обучение (повышение квалификации) по охране труда с последующей выдачей соответствующего удостоверения. Кроме этого, ЦК профсоюза организует для технических (главных технических) инспекторов труда один раз в два года семинар-совещание по актуальным вопросам трудового законодательства.

3.10. Местонахождение рабочего места (офиса) технического инспектора труда определяется соответствующим профсоюзным органом с учетом сложившейся практики и специфики профсоюзного обслуживания.

3.11. Технический (главный технический) инспектор труда непосредственно подчиняется руководителю профсоюзной организации, в которую он принят на работу.

3.12. Неправомочные действия технического (главного технического) инспектора труда могут быть обжалованы в выборном профсоюзном органе, в ведении которого находится технический (главный технический) инспектор труда.

3.14. Финансирование технических инспекторов труда осуществляется из денежных средств профсоюза, находящихся в управлении ЦК профсоюза или соответствующей региональной организации профсоюза.

3.15. На технического инспектора труда распространяются условия оплаты труда, премирования, надбавок и доплат, установленные в соответствующей организации профсоюза.

3.16. Финансирование технического инспектора труда может осуществляться при долевом участии нескольких региональных организаций профсоюза. При этом сфера обслуживания технического инспектора труда распространяется соответственно на эти организации.

3.17. Руководитель региональной организации профсоюза вправе поручить техническому инспектору с учетом его знания и практического опыта выполнять отдельные функции правового инспектора труда профсоюза, если должность последнего не предусмотрена штатным расписанием, с соответствующей аттестацией в правовой инспекции труда профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации.

4. Права и обязанности технического (главного технического) инспектора труда

4.1. Беспрепятственно посещать (по предъявлению удостоверения установленного образца) организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, охране окружающей среды, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.

4.2. Направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, а также выявленных нарушений законодательства об охране окружающей среды и обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4.3.Предъявлять работодателю требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

4.4. Участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, в экспертизе безопасности проектируемых, эксплуатируемых механизмов и инструментов.

4.5. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Принимать участие (независимо от сроков давности) в расследовании совместно с государственным инспектором по охране труда выявленного сокрытого несчастного случая на производстве, при поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего, его доверенного лица или родственников погибшего в результате несчастного случая о несогласии их с выводами комиссии по расследованию, а также при поступлении от работодателя (уполномоченного им представителя) информации о последствиях несчастного случая на производстве по окончании временной нетрудоспособности пострадавшего.

Представлять интересы пострадавшего (по его просьбе) при проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса.

Защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве.

Принимать участие в работе специальной комиссии по техническому расследованию аварий на опасных производственных объектах.

4.6. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда, окружающей среды, обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве, а также невыполнении представлений технических инспекторов труда.

4.7. Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий, организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, охраны окружающей среды, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.

4.8. Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов.

4.9. Принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4.10. Осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, окружающей среды, выполнения работодателями обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.

4.11. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами и соглашениями, а также изменениями условий труда.

Обращаться в государственную инспекцию труда по вопросам индивидуального или коллективного трудового спора для принятия мер по устранению нарушений законодательства об охране труда.

4.12. Результаты инспектирования оформляются письменно в виде следующих документов, заполняемых по установленным формам:
форма 1-ТИ - представление об устранении выявленных нарушений норм законодательства об охране труда … (приложение № 2);
форма 2-ТИ - требование о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда …(приложение № 3); форма 3-ТИ - требование о приостановлении работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников (приложение № 4).

4.13. Обжалование принятых техническим (главным техническим) инспектором труда профсоюза решений осуществляется исполкомом соответствующей региональной организации профсоюза. Окончательное решение принимает Исполком Профсоюза.

4.14. На основании данных учета инспекционных проверок и соответствующих документов, оформленных в соответствии с установленными требованиями, других данных о своей работе, составлять ежегодные отчеты о своей работе по форме 19-ТИ (приложение № 1) и направлять в адрес ЦК Профсоюза в установленные сроки.

5. Главный технический инспектор труда ЦК профсоюза

5.1. Координирует деятельность технических (главных технических) инспекторов труда региональных организаций профсоюза.

5.2. Разрабатывает Положение о технической инспекции труда профсоюза, вносит предложения о внесении в Положение дополнений и изменений.

5.3. Принимает участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласовывает их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Информирует технических инспекторов региональных организаций о новых нормативных правовых актах по охране труда.

5.4. Ставит тактические задачи перед техническими инспекторами труда на конкретных этапах социально-политической обстановки.

5.6. Готовит предложения о проведении семинаров-совещаний технических инспекторов труда, по обучению и повышению квалификации.

5.7. Обобщает ежегодные отчеты по форме 19-ТИ (приложение № 1) о работе технических инспекторов труда региональных организаций, составляет сводный отчет и направляет его в ФНПР.

6. Внештатный технический инспектор

6.1. Внештатный технический инспектор труда имеет такой же статус, как и штатный технический инспектор труда. Он также пользуется всеми правами и полномочиями, предусмотренными настоящим Положением.

6.2. Внештатный технический инспектор труда ведет учет своей инспекторской деятельности по всем аспектам функциональных обязанностей и отчитывается перед соответствующей региональной организацией профсоюза по форме 19-ТИ (приложение № 1) в установленные сроки. Ответственный работник региональной организации профсоюза составляет сводный отчет о работе внештатной технической инспекции и направляет его в ЦК Профсоюза в установленные сроки.

Пояснения к заполнению отчета по форме 19-ТИ

Форма 19-ТИ (приложение № 1) является единой для всех членских организаций ФНПР.

В отчете (форма 19-ТИ) о работе штатных технических (главных технических) инспекторов труда профсоюза не учитываются внештатные технические инспекторы труда, а также проделанная ими работа.

О работе внештатных технических инспекторов составляется отдельный отчет по форме 19-ТИ.

Отчеты (с пояснительной запиской) представляются региональными организациями профсоюза в ЦК профсоюза один раз в год и не позднее 1 февраля после отчетного периода.

Основной и главной особенностью отчета 19-ТИ за 2014 и последующие годы является его электронная форма и соответственно электронный канал его передачи.

Правила заполнения электронной формы:

1. Запрещается переводить полученную таблицу Excel в другие форматы (Word, OpenOffice, Pdf, jpeg и ЛЮБЫЕ другие), так как они не позволяют выполнять автоматизированную обработку и анализ данных отчетов.

2. Запрещается снимать защиту и вносить любые изменения в структуру таблицы. Такие файлы будут незамедлительно возвращаться на исправление недостатков.

3. Запрещается отправлять файлы, имеющие красные надписи «Не заполнено» справа от таблицы и (или) красный аншлаг внизу таблицы «Вы не заполнили все обязательные ячейки. Красных слов НЕ ЗАПОЛНЕНО быть не должно! Отчет будет возвращен на доработку без рассмотрения». Такие файлы будут незамедлительно возвращаться на исправление недостатков.

4. Для заполнения доступны только ячейки, в которые встает курсор. Внесение информации в любые другие ячейки заблокировано.

5. В случае если запрашиваемая информация таблицы у Вас отсутствует, в соответствующую ячейку ставится ЦИФРА «0» (Ноль). Ввод любых нецифровых значений в ячейки заблокирован программно. Только при заполнении значений и за отчетный, и за предыдущий годы красная надпись «Не заполнено» гаснет.

6. Значения по ряду итоговых параметров подсчитываются автоматически после введения промежуточных данных.

7. Вводить наименование организации профсоюза начиная с их территориального (регионального) признака, например, Московская…, Саратовская,… Свердловская…. и т.д.

8. Обращать внимание на подсказки в ячейках с красным треугольничком. Это поможет безошибочно заполнить таблицу.

9. После появления внизу таблицы аншлага зеленого цвета «Спасибо, Вы заполнили все необходимые значения. Отчет может быть отправлен, принимается к рассмотрению по существу» обязательно сохраните файл и отправьте его по электронной почте на адрес, указанный при получении файла отчета.

10. Отчеты отправленные по факсу не рассматриваются.

11. Копия файла на бумажном носителе подписывается и передается по инстанции по необходимости.

В целях учета территориальной специфики можно вводить дополнительные показатели, указывая их вне таблицы отчета в пояснительной записке.

К цифровому отчету прилагается пояснительная записка , в которой приводятся отдельные примеры по позициям отчета 19-ТИ.

В записке также дается общий анализ проблем по региону и отрасли (состояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, проведение медицинских осмотров, проведение специальной оценки условий труда, обеспечение средствами индивидуальной защиты, гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, труд женщин, работников в возрасте до 18 лет и др.).

Дополнительно в пояснительной записке отражается информация:

О принятии и реализации ведомственных и региональных программ по улучшению условий и охраны труда;

О соблюдении законных прав и интересов застрахованных в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях;

Об обобщении и распространении положительного опыта по охране труда и экологии, рассмотрении вопросов охраны труда на заседаниях коллегиальных органов профсоюза, об участии в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Пояснения по пунктам отчета

Учитываются лица, привлеченные к ответственности только на основании требований технических инспекторов труда.

Указывается количество несчастных случаев по их видам - групповой, тяжелый, со смертельным исходом, происшедших в организациях строительной отрасли, где организован профсоюз.

Групповой несчастный случай учитывается как один несчастный случай независимо от количества пострадавших и тяжести повреждения.

Учитываются только вышеуказанные несчастные случаи, в расследовании которых принимали участие технические инспекторы труда.

Учитываются только письменные обращения, заявления и жалобы.

В строке 85 учитываются исковые заявления.

В строке 86 указывается количество работников, в пользу которых вынесены судебные решения.

Если технические инспекторы труда принимали участие в защите членов профсоюза в судах, то к пояснительной записке прилагаются копии судебных решений.

Профессиональные союзы имеют право следить за тем, как работодатель соблюдает трудовое законодательство и коллективные договоры и соглашения. Для этого профсоюзы могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов (ТК ст. 370). Если профсоюз достаточно крупный, у его регионального отделения есть своя правовая инспекция, если нет, то она есть в территориальном объединении профсоюзов.

Итак, если ваше право нарушено, вы можете обратиться к профсоюзному правовому инспектору труда. Если в региональном отделении вашего профсоюза есть свой штатный правовой инспектор, то вами будет заниматься именно он. Если же нет, то проблему будет решать правовая инспекция труда объединения профсоюзов. Исходя из этого вы выбираете адресата для письменного обращения: председатель областного комитета вашего профсоюза или председатель территориального объединения профсоюзов. Они, в свою очередь, поручат дело своим правовым инспекторам. Письменное обращение можно принести лично или направить по почте.

Сроков ответа на обращения для профсоюзов не предусмотрено, поэтому, если иное не установлено профсоюзными документами, ваше обращение должны рассмотреть в разумный срок. По общему правилу, разумным сроком является месяц.

У правового инспектора профсоюза есть существенные полномочия. Во-первых, он может беспрепятственно посещать любого работодателя, у которого работают члены профсоюза, для контроля за соблюдением законодательства – то есть работодатель обязан пропустить инспектора в организацию. Во-вторых, работодатель обязан предоставить инспектору соответствующие документы. В-третьих, инспектор вправе направлять работодателю представление об устранении нарушений, а работодатель обязан в недельный срок сообщить о результатах рассмотрения требования и принятых мерах.

Работнику также следует знать один нюанс при обращении в профсоюз. Инспектор проводит проверку в двух случаях: при обращении члена профсоюза (проблемная проверка) и согласно плану проверок (плановая проверка), который принимается, как правило, раз в полгода. Следовательно, если работнику необходимо оперативно решить проблему, то, по всей видимости, придется "заказывать" проблемную проверку. Если же дело не такое срочное, можно использовать другой вариант: обратитесь к председателю областного комитета профсоюза, в котором вы состоите, с просьбой включить вашего работодателя в план проверок, объяснив суть проблемы. Согласно этому плану правовой инспектор придет к ничего не подозревающему работодателю как бы с рядовой плановой проверкой и, изучая документы, как бы случайно обнаружит нарушение именно вашего права. Таким образом, вы останетесь "ни при чем", но вашей проблемой начнут заниматься.

Следует помнить, что работодатель не обязан выполнять требование, указанное в представлении, что является минусом для работника. С другой стороны можно выделить и достоинства обращения в профсоюзную правовую инспекцию труда:

1) работодатель должен на него прореагировать в течение недели;

2) если вы предоставите правовому инспектору необходимые документы для составления представления, его могут направить работодателю без визита к нему, что сэкономит время, а также не вызовет лишнего раздражения очередной проверкой;

3) работодателю будет известно, что профсоюзные юристы уже знают о нарушении, обладают необходимой аргументацией и в случае отрицательного исхода могут отправить документы в прокуратуру, Государственную инспекцию труда или оказать помощь работнику в суде: от написания искового заявления до представления его интересов в судебном заседании;

4) в отличие от государственных органов, профсоюзным инспекторам важна не только соответствующая реакция на ваше обращение, но и то, чтобы вы остались работать в прежней должности (иначе вы перестанете быть членом профсоюза), поэтому работнику логично ожидать более гибкого и продуманного подхода к решению его проблемы;

5) на профсоюзную правовую инспекцию труда не распространяется Федеральный закон №294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", то есть она не обязана согласовывать план своих проверок ни с кем, в том числе с прокуратурой.

В профсоюзе существует также техническая инспекция труда – она контролирует то, как работодатель соблюдает требования охраны труда. Более того, при групповом несчастном случае (два и более человек), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель в течение суток обязан направить извещение в соответствующее территориальное объединение профсоюза (ТК ст. 228.1). Последнее, в свою очередь, направит для участия в расследовании своего профсоюзного тех-нического инспектора труда.

Если вы считаете, что в отношении вас не соблюдаются требования охраны труда, вы также можете обратиться в профсоюзную техническую инспекцию. Схема действий приблизительно такая же, как при обращении в правовую инспекцию.

Право на обращение в техническую или правовую инспекцию профсоюза не отменяет вашего права на обращение в Государственную инспекцию труда (где также работают технические инспекторы труда).

Приложение

к постановлению ЦК Профсоюза

ПОЛОЖЕНИЕ

о технической инспекции труда

Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ

I. Общие положения

1.1. Техническая инспекция труда Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ (далее — техническая инспекция труда Профсоюза) является уполномоченным органом Профсоюза, создаваемым для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями законодательства об охране труда, обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выполнением условий коллективных договоров, соглашений в организациях, в которых работают и (или) обучаются члены Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ (далее — члены Профсоюза).

1.2. Техническая инспекция труда Профсоюза в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации об охране труда, а также Уставом Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ (далее - Устав Профсоюза) и действует на основании настоящего Положения.

Основные принципы действия технической инспекции труда Профсоюза — законность, объективность и независимость в своих оценках состояния условий, охраны труда при обеспечении защиты прав членов Профсоюза на охрану труда.

1.3. Техническая инспекция труда Профсоюза осуществляет общественный контроль за соблюдением работодателем законодательства об охране труда в тесном контакте с внештатными техническими инспекторами труда Профсоюза, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профкомов.

1.4. Техническая инспекция труда Профсоюза взаимодействует с федеральными органами исполнительной и законодательной власти, судебными и правоохранительными органами, территориальными органами федеральных служб и агентств, органами местного самоуправления, а также с работодателями (объединениями работодателей).

II. Задачи технической инспекции труда Профсоюза

2. Основными задачами технической инспекции труда Профсоюза являются:

2.1. Защита прав членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда, сохранение жизни и здоровья.

2.2. Осуществление профсоюзного контроля за работодателем по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда.

2.3. Отстаивание прав и социальных гарантий на здоровые и безопасные условия труда, сохранение жизни и здоровья членов Профсоюза при разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных актов органов местного самоуправления, а также при разработке и принятии коллективных договоров и соглашений, других локальных нормативных актов.

2.4. Подготовка обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления с предложениями по устранению недостатков со стороны работодателей, их представителей, иных должностных лиц, допустивших нарушения норм законодательства об охране труда.

2.5. Оказание членам профсоюза информационной и методической помощи по вопросам реализации и защите их прав на охрану труда.

III. Основные полномочия технической инспекции труда Профсоюза

3.1. Технические (главные технические) инспекторы труда Профсоюза имеют следующие полномочия:

3.1.1. обеспечивать защиту прав членов Профсоюза и профсоюзных организаций от противоправных действий (бездействия) работодателей, их представителей и иных должностных лиц, нарушающих права и интересы членов Профсоюза;

3.1.2. осуществлять профсоюзный контроль по соблюдению работодателями и их представителями правил и норм охраны труда, трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы охраны труда и требования безопасности, законодательства о профессиональных союзах, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений в организациях, в которых работают члены Профсоюза;

3.1.3. принимать участие в разработке и формировании федеральных, региональных и отраслевых программ по вопросам охраны труда, специальных мер по социальной защите работников, пострадавших на производстве;

3.1.4. взаимодействовать с органами прокуратуры, другими органами государственного надзора и контроля при проведении совместных проверок, а также другим вопросам в рамках соответствующих соглашений;

3.1.5. принимать участие в работе комиссий по расследованию несчастных случаев на производстве, анализировать обстоятельства и причины несчастных случаев на производстве, полноту и своевременность проведения расследований несчастных случаев, принимать меры по устранению нарушений порядка и сроков расследования, восстановлению нарушенных трудовых и социальных прав членов Профсоюза;

3.1.6. информировать соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления о фактах нарушения законодательства об охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

3.1.7. анализировать деятельность и обобщать опыт работы первичных организаций Профсоюза, внештатных технических инспекторов труда Профсоюза и уполномоченных по охране труда профкомов по организации и проведению контроля за состоянием охраны труда в учреждениях (организациях), предупреждению несчастных случаев на производстве, а также профессиональных заболеваний;

3.1.8. вносить на рассмотрение соответствующего выборного профсоюзного органа предложения по вопросам соблюдения норм законодательства об охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сохранения здоровья работников, совершенствования системы профсоюзного контроля;

3.1.9. расследовать с участием профсоюзного актива и представителей работодателя случаи отказов работников от выполнения работ при возникновении угрозы для их жизни и здоровью;

3.1.10. контролировать выполнение работодателями и их представителями выполнение санитарных норм и правил, соответствие условий труда требованиям охраны труда, обеспеченность работников спецодеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ);

3.1.11. разрабатывать рекомендации, методические пособия, консультировать по вопросам применения законодательства по охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

3.1.12. организовывать и участвовать в обучении и повышении квалификации профсоюзного актива, в том числе через аккредитованные организации, по вопросам охраны труда;

3.1.13. участвовать в работе по распространению знаний по охране труда и соблюдения законодательства об охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

3.1.14. оказывать методическую и практическую помощь руководителям профсоюзных организаций, уполномоченным по охране труда профкомов, внештатным техническим инспекто¬рам труда Профсоюза, представителям Профсоюза в совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, по проведению обследований учреждений (организаций) по вопросам условий и охраны труда, разработке мероприятий к разделу коллективного договора и соглашения по охране труда;

3.1.15. рассматривать заявления, жалобы и иные обращения членов Профсоюза и профсоюзных организаций по вопросам охраны труда, принимать необходимые меры по устранению нарушений правил и норм охраны труда.

3.2. Технический (главный технический) инспектор труда Профсоюза на основании проведенных обследований, проверок и других материалов в работе по защите прав членов Профсоюза на охрану труда составляет Отчет о работе региональной (межрегиональной) организации Профсоюза по охране труда за отчетный период по форме 19-ТИ и пояснительную записку к нему, которые в срок до 15 февраля следующим за отчетным года направляет в аппарат ЦК Профсоюза.

IV. Права и обязанности технических (главных технических) инспекторов труда Профсоюза

Права

4.1. Беспрепятственно посещать (по предъявлению удостоверения установленного образца) любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц), у которых работают члены Профсоюза для осуществления общественного контроля за соблюдением работодателями законодательства об охране труда.

4.2. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

4.3. Получать информацию от руководителей, должностных лиц и специалистов предприятий о состоянии условий, охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве.

4.4. Запрашивать у работодателей (их представителей) и получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций.

4.5. Участвовать в качестве независимых экспертов в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств производства и транспортных средств.

4.6. Принимать участие в разработке проектов нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном порядке.

4.7. Взаимодействовать со средствами массовой информации для оповещения членов Профсоюза, работников о работе технической инспекции труда Профсоюза по защите прав на охрану труда, направленной на повышение мотивации профсоюзного членства.

4.8. Участвовать в совещаниях, семинарах по охране труда, в том числе в рамках международного сотрудничества.

Обязанности

4.9. При осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением законодательства по охране труда соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей и их представителей.

4.10. Добросовестно осуществлять свои полномочия, содействовать защите социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов членов Профсоюза, профсоюзных организаций, быть объективными, укреплять авторитет Профсоюза.

4.11. Считать конфиденциальным источник всякой жалобы на действия работодателя (его представителя), если проверка проводится в связи с его обращением и заявитель возражает против сообщения работодателю (его представителю) данных об источнике жалобы.

4.12. Вести учет своей деятельности и отчитываться перед организацией Профсоюза, в которой он принят на работу;

4.13. Оформлять результаты своей деятельности и деятельности межрегиональной (региональной) организации Профсоюза по охране труда письменно в виде следующих документов, заполняемых по установленным формам:

19-ТИ — Отчет о работе межрегиональной (региональной) организации Профсоюза по охране труда (приложение 1).

К отчету о работе региональной (межрегиональной) организации Профсоюза по охране труда в обязательном порядке прилагается пояснительная записка;

1-ТИ — представление об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда (приложение 2);

2-ТИ — требование о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда (приложение 3);

3-ТИ — требование о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников (приложение 4).

4.14. Оказывать помощь членам Профсоюза в составлении исковых заявлений в судебные органы по защите прав и интересов на здоровые и безопасные условия труда, при расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, представлять их интересы в судебных инстанциях.

4.15. При осуществлении общественного контроля по соблюдению законодательства об охране труда в учреждениях (организациях) иметь при себе и предъявлять работодателю (его представителю) удостоверение технического (главного технического) инспектора труда Профсоюза.

4.16. Технический (главный технический) инспектор труда Профсоюза, виновный в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несет ответственность в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, настоящим Положением.

V. Формирование и организационное обеспечение деятельности технический инспекции труда Профсоюза

5.1. Общее руководство деятельностью технической инспекции труда Профсоюза осуществляет Центральный комитет Профсоюза, текущее руководство осуществляет Председатель Профсоюза в пределах своих полномочий.

5.2. Руководство деятельностью технической инспекции труда Профсоюза, действующей на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется соответствующими выборными органами региональной (межрегиональной) организации Профсоюза.

5.3. Техническая инспекция труда Профсоюза состоит из технической инспекции труда Профсоюза, возглавляемой главным техническим инспектором труда Профсоюза, заведующим отделом охраны труда и здоровья аппарата Профсоюза и технических инспекций труда Профсоюза соответствующих выборных руководящих органов региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза.

5.4. Технические (главные технические) инспекторы труда Профсоюза являются штатными работниками аппаратов организаций Профсоюза.

5.5. Технический (главный технический) инспектор труда организации Профсоюза непосредственно подчиняется председателю организации Профсоюза, выполняет решения, принятые органами Профсоюза, органами организации Профсоюза и главным техническим инспектором труда Профсоюза в пределах своей компетенции.

5.6. На должность главного технического инспектора труда Профсоюза назначается лицо, имеющее высшее техническое образование.

5.7. Главный технический (технический) инспектор труда Профсоюза выполняет функции по:

Непосредственному организационному и методическому руководству деятельностью технической инспекции труда Профсоюза, информированию о ее деятельности;

Координации работы технических инспекторов труда Профсоюза, оказанию содействия в выполнении возложенных на них задач;

Внесению предложений по организации проверок соблюдения трудового законодательства, в том числе совместных с государственными органами контроля (надзора), по принятию мер по устранению выявленных нарушений прав членов Профсоюза, профсоюзных организаций;

Осуществлению контроля за соответствием действующему законодательству принятых техническими инспекторами труда Профсоюза решений;

Организации и участию в проверках, осуществляемых по предложениям руководящих органов Профсоюза в части контроля за деятельностью региональных (межрегиональных), территориальных организаций Профсоюза по охране труда;

Представлению в ЦК Профсоюза, а также в ФНПР ежегодной информации о деятельности технической инспекции труда Профсоюза и внесению предложений по совершенствованию ее деятельности;

Подготовке предложений о проведении не реже, чем один раз в 3 года обучения, организуемого в соответствии с планом работы ЦК Профсоюза;

Изучению и анализу статистических данных региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза по различным направлениям деятельности по охране труда;

Обобщению практики работы технических инспекторов труда Профсоюза по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением законодательства об охране труда;

Разработке планов работы технической инспекции труда с учетом предложений Постоянной Комиссии ЦК Профсоюза по охране труда.

5.8 Технический (главный технический) инспектор труда Профсоюза назначается и освобождается от должности председателем региональной (межрегиональной) организации Профсоюза. Главный технический инспектор труда Профсоюза назначается на должность и освобождается от должности Председателем Профсоюза.

5.9. Председатель региональной (межрегиональной) организации Профсоюза в обязательном порядке в недельный срок уведомляет ЦК Профсоюза и главного технического инспектора труда Профсоюза о назначении на должность и освобождении от должности технических (главных технических) инспекторов труда Профсоюза.

5.10. ЦК Профсоюза, межрегиональные (региональные) организации Профсоюза самостоятельно определяют штатную численность технических инспекторов труда Профсоюза.

5.11. Жалобы на принятые решения технических (главных технических) инспекторов труда Профсоюза рассматриваются соответствующими выборным единоличным и (или) коллегиальным исполнительным органом организации Профсоюза, а при необходимости вышестоящим выборным коллегиальным исполнительным органом организации Профсоюза в порядке, установленном в организации Профсоюза.

5.12. Разногласия по решениям, принятым главным техническим инспектором труда Профсоюза, рассматриваются Председателем Профсоюза.

Приложение №1 к Положению

Форма 1-ТИ

Техническая инспекция труда

(Москва,119119, Ленинский проспект,42, тел.:938-81-64; 938-79-77)

Представление №____от___________200_ года

об устранении выявленных нарушений норм законодательства об охране труда, окружающей среды и

обязательном социальном страховании от

несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Кому ______

фамилия, имя, отчество

Копия: Председателю профсоюзного комитета организации

______________________________________________________________

фамилия, имя, отчество

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьей 26 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» ПРЕДЛАГАЮ устранить следующие нарушения:

О результатах рассмотрения Представления и принятых мерах прошу сообщить техническому (главному техническому) инспектору труда Профсоюза в срок до_____________200_ г. Технический (главный технический) инспектор труда Профсоюза по__________________________ _______________ республика, край, область, город подпись ______________________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество, служебный телефон Представление получил_________________________________________________________ фамилия, имя, отчество, должность ___________________ _____________________ подпись дата, время

Приложение №2 к Положению

о технической инспекции труда Профсоюза

Форма 2-ТИ

Техническая инспекция труда

Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений

и общественного обслуживания Российской Федерации

(Москва,119119, Ленинский проспект, 42, тел.: 938-81-64; 938-79-77)

Требование №___от____________200_г.

о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении норм

законодательства об охране труда, окружающей среды и обязательном

социальном страховании от несчастных случаев на производстве

и профессиональных заболеваний

Кому_________________________________________________________ ______________________________________________________________

должность, фамилия, имя, отчество руководителя органа государственного надзора и контроля

Фамилия, имя, отчество руководителя организации

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 68 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды», статьей 26 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Обращаюсь с требованием о привлечении к________________________________________________________________________________

(дисциплинарной, административной, уголовной)

Ответственности

(должность, Ф.И.О. лица (лиц), допустивших нарушение)

за_____________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________

труда, окружающей среды и страхования от несчастных случаев на производстве

и профессиональных заболеваний)

О принятом решении прошу сообщить техническому (главному техническому) инспектору труда в срок до______________________________

(число, месяц. год)

Приложение: Представление от «__»_____________20___г. №________ Технический (главный технический) инспектор труда_________________________________________

Подпись

________________________________________________________________________________________

фамилия, имя, отчество

Приложение №3 к Положению

о технической инспекции труда Профсоюза

Форма 3-ТИ

Техническая инспекция труда

Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений

и общественного обслуживания Российской Федерации

(Москва, 119119, Ленинский проспект, 42, тел.:938-81-64; 938-79-77)

ТРЕБОВАНИЕ №_____от________________200__г.

о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников

Кому____________________________________________________________________________

фамилия, имя, отчество

_____________________________________________________________ _____________________________________________________________

должность, название организации

Копия: Председателю профсоюзного комитета организации_____________________________________________________

фамилия, имя, отчество

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации. Требую приостановить________________________________________________________________________________

(наименование работ, производственного оборудования, машин,

____________________________________________________________________________________________________

механизмов или производственных участков, рабочих мест и т.д.)

_____________________________________________________________________________________________________

(изложение нарушений нормативных требований по охране труда,

______________________________________________________________________________________________________

Создающих непосредственную угрозу жизни и здоровью работников,

_______________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

об охране труда)

Технический (главный технический) инспектор труда по _____________________ ____________ ___________________ подпись фамилия, и.о. Требование получил «___»_______200__г. в «___» часов, «___» минут ______________________________________________________________ подпись фамилия, имя, отчество

Должность

О 100-летии учреждения инспекций труда профсоюза

В 2018 году исполняется 100 лет с момента учреждения инспекций труда Профсоюзов в России. Свое начало история инспекций труда берет в девятнадцатом веке, до 1917 года существовала фабричная инспекция, а 18 мая 1918 года принят декрет об учреждении инспекции труда в ведении Народного Комиссариата Труда, Инспекторы и Инспектриссы, которой избираются Советами Профессиональных Союзов. Главной задачей инспекции была охрана труда и здоровья трудящихся и контроль за условиями труда на рабочих местах.

Позже этот декрет был положен в основу первого Кодекса законов о труде РСФСР. В 1933 году функции контроля и надзора в сфере труда государство полностью передало профсоюзам.

Количество полномочий профсоюзных инспекторов постоянно увеличивалось. В августе 1966 года ВЦСПС утверждает Положение о техническом инспекторе труда, наделяющее инспекторов правом приостановки работ в случае обнаружения нарушения охраны труда, в результате которых может быть причинен вред здоровью работников.

С 1976 года ряды профсоюзных инспекторов пополняются и меняют свою структуру. Общественные инспекторы труда переименованы и подразделены на внештатных технических и внештатных правовых инспекторов, осуществляющих общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда.

РОСПРОФЖЕЛ не только сохранил в своём составе штатных технических и правовых инспекторов труда, но и сформировал на уровне Профсоюза две структурированные системы органов контроля – Правовую инспекцию труда и Техническую инспекцию труда, чётко регламентировал их деятельность внутрисоюзными документами, укомплектовал их опытными и знающими специалистами, закрепил роль общественного контроля включив в него уполномоченных по охране труда, общественных инспекторов по безопасности движения, внештатные правовых и технических инспекторов труда.

В 21 веке у профсоюзных инспекций труда появились новые формы работы. На сайте ДОРПРОФЖЕЛ на Московской ж.д. работает рубрика «Вопросы-ответы», размещается информация о работе технических и правовых инспекторов труда. Когда в связи с экономическим кризисом 2009-2010 годов резко возросло количество допускаемых работодателями нарушений, Пленум Центрального комитета Профсоюза принял решение о необходимости проведения системы мероприятий, активизирующих деятельность всех профсоюзных структур по отдельным тематическим направлениям. Первым в 2012 году был объявлен «Год правовой грамотности членов Профсоюза», в 2013 году проводилась целенаправленная работа под девизом: «2013 – Год здорового и безопасного труда». 2018 год объявлен в РОСПРОФЖЕЛ: «Годом улучшения труда и производственного быта».

Сегодня в структуре ДОРПРОФЖЕЛ на Московской ж.д. работает 16 штатных технических и правовых инспекторов труда Профсоюза. Ими ежегодно проводятся более 1400 проверок, выявляется более 3-х тысяч нарушений законодательства и вносятся около 600 представлений об их устранении. Технические инспектора труда каждый год выдают более 60 требований о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, правовые инспектора ежегодно дают более 1200 юридических консультаций по различным отраслям права.

Инспектора труда Профсоюза курируют вопросы общественного контроля за соблюдением законодательства, который осуществляют 1989 - уполномоченных по охране труда, 546 - общественных инспекторов по безопасности движения, а так же 78 внештатных правовых инспекторов труда.

Анализ результатов работы инспекций труда Профсоюза в зоне ответственности ДОРПРОФЖЕЛ на Московской ж.д. позволяет сделать вывод, что они справляются с задачами, поставленными перед ними Уставом РОСПРОФЖЕЛ, Основными направлениями деятельности Профсоюза, утверждёнными 32 Съездом РОСПРОФЖЕЛ, а так же его резолюциями «Обеспечение безопасных условий труда и экологии – залог жизни и здоровья работников», «Профсоюз – за безопасность движения поездов», «Права работников – под защитой РОСПРОФЖЕЛ».

В связи со 100 - летим учреждения инспекций труда Профсоюзов в России ДОРПРОФЖЕЛ на Московской ж.д. принял решение поощрить денежной премией всех инспекторов туда профсоюза вышедших на заслуженный отдых, а так же отметить наградами действующих инспекторов труда и представителей работодателя, эффективно взаимодействующих с инспекцией.

На заседании президиума председатель Дорпрофжел Николай Синицын вручил ветеранам Знаки «100-лет Инспекции труда России» и денежные премии. В числе награжденных были заслуженные ветераны дорожной организации Семенцова Лидия Ивановна - главный правовой инспектор труда Дорпрофжел, Люляев Владимир Михайлович – главный технический инспектор труда Дорпрофжел, Наумова Светлана Аркадьевна – правовой инспектор труда Московско-Смоленского региона, Курчаев Олег Александрович – технический инспектор труда Московско-Курского региона, Кузан Василий Лукич – правовой инспектор Брянского региона, Ефимов Василий Иванович - правовой инспектор труда Московско-Курского региона и др. Каждый из них – это личная трудовая история, связанная с историей региона и сотнями членов профсоюза, интересы которых он отстаивали.

Наталья Агапова –

главный правовой инспектор труда

Дорпрофжел на Московской дороге