В былые времена фотоаппарат ФЭД можно было увидеть в руках фотографа-любителя практически повсеместно. В СССР было принято считать, что эта техника - точная копия легендарной немецкой «Лейки». Многие верили, что советские инженеры полностью разобрали оригинал и создали его копию, однако это всего лишь легенда, не соответствующая действительности. Наша статья поможет узнать, как всё было на самом деле.

Прототип

Советский фотоаппарат ФЭД нельзя назвать копией «Лейки» по одной простой причине - у него был реальный прототип, созданный еще в дореволюционной России. Разработка началась в 1906 году, а вскоре детище инженера Корнелия Евтушенко поступило в серийное производство. Существуют достоверные сведения о том, что «Циклопами» (так называлась эта камера) пользовались при дворе императора Николая II.

В 1913 г. появилась возможность установить на фотоаппарат сменный объектив, а также провести ряд усовершенствований, в ходе которых был модернизирован видоискатель. Стоимость чуда техники составляла 120 рублей, но это не мешало ее популярности как в России, так и за ее пределами.

Примерно в это же время, в Германии, началась работа над новой камерой. Получается, «Циклоп» опередил «Лейку» на несколько лет. Вот он-то и стал прототипом ФЭДа.

История

В самом начале фотоаппарат ФЭД собирали вручную воспитанники детской колонии имени Дзержинскогов Харькове. В 1934 году было выпущено несколько тысяч камер.

В 1938 г. вышла вторая модель - ФЭД-С, оснащенная набором выдержек. К началу 50-х модельный ряд производителя был уже довольно широк.

Во время войны производство было перемещено в Бердск, а с 1946 г. фотоаппарат начал выпускаться на киевском заводе «Арсенал». В 1948 производство снова вернулось в Харьков. Впоследствии киевская линия была немного переформатирована, сперва с ее конвейеров сходил фотоаппарат «ФЭД-Зоркий», позднее окончательно переименованный в «Зоркий».

Название

Многие фотолюбители современности безуспешно пытаются расшифровать аббревиатуру. Что же обозначает имя легендарной камеры? Зато каждый советский человек безошибочно угадывал в этих буквах инициалы знаменитого чекиста Феликса Эдмундовича Дзержинского, в честь которого фотоаппарат и был назван.

Модели со шторным затвором

Первую модель описываемого фотоаппарата иногда именуют не совсем так, как она называлась по техпаспорту. Никаких ФЭД-0 и ФЭД-1 никогда не существовало, первый релиз не имел в названии вообще никаких цифр. Зато вторая модель уже маркировалась двойкой, затем эта традиция продолжилась.

ФЭД-2 (1955 г.) оснащалась синхроконтактом, телескопическим видоискателем, дальномером. Эта камера имела несколько модификаций, некоторые выпускались лимитированным тиражом. Корпус оклеивали качественной кожей разных сортов.

Некоторые модификации серии имели функцию автоспуска и курковый затвор.

Фотоаппарат ФЭД-3 производился с 1961 по 1965. Он был бескурковым и оснащался прогрессивным по тем временам объективом «Индустар». Впоследствии было выпущено еще несколько моделей камеры с индексами 5, 5В, 5С, 6 TTL. Они отличались деталями, но в целом конструкция была примерно одной.

Все эти фотоаппараты оснащались шторным затвором, оптическим видоискателем, имели съемную заднюю панель.

Фотоаппараты с центральным затвором

Первая модель с центральным затвором вышла в свет в 1964 г. Это был ФЭД-10. Через 3 года появился его собрат с индексом 11. Отличие их состояло в том, что первый из них производился с байонетом, а второй с несъемным объективом. Обе камеры оснащались оптическими видоискателями с дальномером.

Затвор-диафрагма

Наряду с перечисленными моделями производились и фотоаппараты с затвором-диафрагмой. В серию вошло несколько моделей, некоторые из них в свободную продажу не попали вообще, поскольку были выпущены минимальным тиражом.

Особого внимания заслуживает не совсем обычный фотоаппарат ФЭД. Инструкция гласила, что эта камера, оснащенная двумя объективами, предназначена для съемки объемных стереоизображений.

Это единственна стереоскопическая камера во всем модельном ряде. Кстати, технология была разработана в далеком 1854 г. русским инженером Александровским. На основе этого изобретения работает вся современная аппаратура, использующая режим 3D.

Ценность в наше время

Сегодня, когда на антресолях у каждой четвертой семьи лежит какой-нибудь ФЭД, продать большинство таких фотоаппаратов проблематично. Для коллекционеров, а тем более для работающих с пленкой фотографов, особого интереса эта техника не представляет. В среднем стоимость фотоаппарата ФЭД исчисляется несколькими сотнями рублей. Но речь идет, конечно, о серийных моделях. Прошло еще не так много времени, чтобы считать эти фотокамеры антиквариатом. Скорее их можно назвать устаревшими. Но всё-таки ФЭД - это один из символов советской фотоиндустрии и даже всего СССР. Если вам хочется купить подобную вещь для антуража кафе, в качестве реквизита для фотосъемки или просто в память о былых временах, вы без труда найдете ее на барахолке или в местном клубе фотолюбителей за 500-700 рублей.

А вот старый фотоаппарат ФЭД 30-40х годов выпуска, да еще и в рабочем состоянии, будет стоить намного больше. Его цена нередко достигает 5-15 тысяч рублей. Камеры из лимитированных серий, украшенные натуральной кожей, являются редкостью и стоят еще дороже.

Найти их можно только на аукционах и в специальных магазинах. Подобные модели ценятся коллекционерами не только на постсоветском пространстве, но и за рубежом.

Вопреки всему вышесказанному, эксперты утверждают, что прародителем легендарного «ФЭД» является вовсе не «Leica», а другой фотоаппарат советского производства, который был создан задолго до немецкой модели. Эта камера получила название «Циклоп». Ее разработчиком был Корнелий Евтушенко – инженер Оптического Харьковского Общества. Евтушенко впервые представил «Циклопа» еще в 1906 году. Говорят, модель пользовалась невероятным успехом даже за границей, где ею и могли воспользоваться немецкие специалисты и уже на основе «Циклопа» спроектировать свою камеру «Leica».

В 1913 году талантливый инженер усовершенствовал свое изобретение. Модель «Циклоп Люкс» обзавелась встроенным оптическим видоискателем и обрела возможность менять объективы. Несколько фотоаппаратов даже приобрели члены семьи императора Николая II. Однако налаженному производству отечественной фототехники помешала революция и войны.

Первый малоформатный фотоаппарат «ФЭД» появился в СССР в 1934 году. Интересна история его создания. Идею доверить производство сложной фототехники воспитанникам детской трудовой коммуны имени Дзержинского поддержало партийное руководство страны. Конечно, помощь оказывали лучшие специалисты заводов и научных институтов страны. Но идеологическая честолюбивая цель пропаганды перевоспитания бывших беспризорников сыграла главную роль в принятии такого неординарного решения. В коммуну привезли последнюю модель немецкой «Leica II». Она была разобрана на мельчайшие детали, а затем собрана заново. В начале 1934 года первые модели «ФЭД» поступили в продажу. Хотя конструкция «Leica II» осталась базовой для нового фотоаппарата, но многие недостатки немецкой модели были устранены. Управлять фотокамерой стало намного удобней. В немецкой модели много времени занимала зарядка кассеты в нижней части фотоаппарата. Наши разработчики предложили более удобную конструкцию: сняв заднюю крышку, пленку зарядить сможет даже начинающий фотолюбитель. Интересные факты о советских фотоаппаратах собраны в статьях на сайте amazingworld.ru. Советскую модель фотоаппарата, созданного в детской трудовой коммуне, назвали «ФЭД». Аббревиатура расшифровывается просто: Феликс Эдмундович Дзержинский. Первые удачные экземпляры подарили руководству страны.

Довоенное производство фотоаппаратов «ФЭД»

К концу 1934 года в продажу поступило 1800 фотоаппаратов, а в 1935 - более 15000. Фотоаппарат состоял из 80 деталей, которые собирали вручную. Затем коммуна стала производственным комбинатом НКВД, где организовали конвейерное механизированное производство. На первых фотокамерах «ФЭД» обязательно гравировали серийный номер и место сборки. Но когда объемы производства увеличились, от нумерации отказались. До войны объем выпуска составил около 160650 аппаратов.

Первой пробой для будущего фотоаппарата «ФЭД» стал выпуск 30 аппаратов ручной сборки с приставным дальномером без нумерации. Но на серийное производство данной модели не перешли. Первые 7000 фотоаппаратов производились без клеммы для приспособлений. Коллекционеры именно по этому признаку отличают первый выпуск «ФЭД». Детали фотоаппаратов покрывали никелем, а позже перешли на хромирование. Следующая партия второго выпуска (до 22000 серийного номера) характеризуется большим диаметром головки выдержек.

Немного усовершенствовав выдержку и объектив, с 1938 года начали выпускать «ФЭД-С». Готовилась к производству высококлассная модель «ФЭД-Б». Конструкция напоминала немецкую «Leica III». Но массовое производство остановилось из-за начала войны. Также небольшими партиями для военных целей велась сборка «Командирский ФЭД».

Послевоенное производство фотоаппаратов «ФЭД»

После окончания войны производство фотокамер «ФЭД» возобновилось в Харькове. Немецкую фотокамеру больше не копировали. Фотоаппарат «ФЭД-2» полностью разработали советские конструкторы в 1955 году. Поэтому эта модель особо интересует коллекционеров. Последним представителем легендарного фотоаппарата стал «ФЭД-5», который начали выпускать в 1977 году. Общее количество всех фотоаппаратов «ФЭД» к началу 90-х годов составило более 765 млн штук!

Но в начале 90-х в СССР появились более дешевые фотоаппараты. Устаревшие модели «ФЭД» не выдержали конкуренции и в день шестидесятилетия завода производство было остановлено.

Народные легенды или быль о советском фотоаппарате-любимце

Фотолюбители с удовольствием вспоминают историю, которая произошла во Франции. Советская делегация любовалась Парижем с высоты Эйфелевой башни и одна женщина случайно выронила фотоаппарат «ФЭД». Французы, стараясь утешить ее, обещали подарить новую фотокамеру, чтобы возместить урон. Но женщина, улыбаясь, попросила спуститься вниз и принести ей «ФЭД». Пораженные французы не могли понять как фотоаппарат остался неповрежденным, упав с огромной высоты. Долго уговаривали продать им легендарную фотокамеру. Ящик французских духов «Шанель №5» сломал сопротивление женщины. Обмен состоялся.

Говорят, что наши альпинисты, поспорив с американцами, бросили со скалы фотоаппарат. Спустившись вниз, нашли «ФЭД» без повреждений у подножия горы. С тех пор фотоаппарат «ФЭД» с гордостью называют «непробиваемым».

Для обычного человека старые фотоаппараты «ФЭД» покажутся ненужной вещью. Наступила эра цифровых фотоаппаратов, им отдают предпочтение. Но для настоящего фотолюбителя легендарный «ФЭД» - целое сокровище. В руках профессионала с помощью старенького фотоаппарата можно создать фотошедевр.

Продолжая тему дальномерных камер, я решила рассказать о своем лучшем друге. Это камера ФЭД 5В. Любимый тяжелый кирпичик, висящий на тонкой женской шее.

Credits: fish300

«Феликс Эдмундович Дзержинский» – советский дальномерный фотоаппарат. Выпускался с 1975 по 1990 год. Модификация фотоаппарата «ФЭД-3». Штатный объектив - «Индустар-61 Л/Д» 2,8/53, просветлённый. Фотоэкспонометр отсутствует. Обратная перемотка фотоплёнки рулеткой. Имеется механизм диоптрийной коррекции видоискателя (в пределах + / – 2 диоптрий). Чистая механика.

Металлический корпус внушает уверенность в надежности аппарата, приятный и простой. Попал ко мне в руки полтора года назад от одногруппника. Это моя первая камера, первые опыты на пленку, первые эксперименты, первая любовь.

Credits: gotoarizona

Камера, и правда, простая! На ней нет экспонометра, и до нее я никогда не сталкивалась с ручной настройкой. Посмотрела пару раз таблицу экспонометра, этого оказалось вполне достаточно. Все первые кадры получились на удивление хорошо. Может это магия, и камера сама поправляла параметры, я не знаю. Но два года без экспонометра прожила так и дальше собираюсь прожить. Это на уровне ощущений.

Фотографировать им можно абсолютно всё, использовать любые пленки и любые фишки с пленками. Классический вариант использования камеры – это, конечно, пейзажи:

Credits: gotoarizona

Честно признаюсь, что первые полгода я совершенно не знала как пользоваться дальномерным способом фокусировки. Статьи про это, то ли не понимала, то ли не хотела понимать: ставила наугад, и 2 месяца радовалась снимкам, которые почти всегда были в фокусе. Затем пошла полоса неудач… Одна пленка, вторая, третья. Все кадры были нечеткие, кроме тех, что снимались на «бесконечность». Я не могла понять, в чем дело. Перечитала статьи, разобралась в фокусировке. Отнесла камеру знакомому, он поспешил расстроить меня тем, что дальномер сломался и больше не работает. В печали я ходила не больше трех дней, так как двухчасовое «шатание штырька» туда-сюда решило проблему, и в дальнейшем ФЭД меня больше не подводил.

Вернемся к обзору. Помимо пейзажей на ФЭД можно снимать и отличные портреты, если широко открыть диафрагму, например, и точно сфокусироваться, задний план будет подразмыт не хуже какой-нибудь зеркальной камеры. Еще мне нравится немного пересвечивать лица. Тогда портреты смотрятся мягче и, возможно, немного добрее, светлее:

Credits: gotoarizona

Черно-белая пленка. Такую я пробовала на этой камере всего пару раз. Я не фанат чб, но не говорю, что она плохая, просто сейчас мне нужен цвет. Про первую чб пленку у меня есть целая история, но я просто покажу фотографии:

Credits: gotoarizona

Рэдскейл. Я много раз пробовала его на этой камере. Готовая пленка мне не попадалась, всегда делала из обычных негативов. ФЭД, как и остальные схожие фотоаппараты, справляется с такими пленками «на отлично». А почему? Потому, что открывая/закрывая диафрагму, вы можете полностью контролировать свет и, следовательно, оттенок рэдскейла. Остается только выбрать пленку и нужную вам «дырку» и будет вам персиковый, ярко-желтый или малиновый колор:

Credits: gotoarizona

Кросс-процесс. Любимый прием большинства ломографов, не самый легкий для исполнения на таких камерах как ФЭД. В общем-то, всё просто, если у вас есть экспонометр или глаз годами натренирован определять освещенность правильно. Слайд не терпит ошибок, это правда, но если проэкспонировать пленку правильно, да еще и снимать на солнце, можно получить очень насыщенные цвета и замечательный контраст:

Credits: gotoarizona

Мультиэкспозиция. Такой встроенной функции, к сожалению, нет, но не страшно. Всегда можно отснятую пленку перезарядить заново и получить неожиданные результаты. Хотя мне больше нравится, когда последовательно накладываешь кадр на кадр. У модели ФЭД 5В удобная рулетка, достаточно сделать один оборот назад до еле слышного щелчка и взвести затвор снова. Так у тебя всегда есть выбор – делать мультиэкспозицию или нет.